double arrow

Философия религии

«Возлюби ближнего своего, как самого себя» не
означает: «люби его в такой же степени, как самого
себя», ибо в словах «любить себя» нет смысла, но озна-
чает: «люби его так, как будто он есть ты»; речь идет
о чувстве равной себе, не более и не менее сильной
жизни. Лишь любовью может быть сломлена сила объ-
ективного, так как любовь устраняет всю сферу его
власти. Добродетели своей границей всегда полагали
находящееся вне их объективное, а множество добро-


детелей — тем более неодолимое многообразие объек-
тивного. Только любовь не знает границ; то, что она
не соединила, не есть для нее объективное, она его
либо не заметила, либо еще не подвергла необходи-
мому развитию, оно не противостоит ей.

<3аповедь любви>... имеет целью не право, а
благо другого, следовательно, является отношением к
его особенности: «Люби ближнего твоего, как самого
себя». Понятая в абстрактном, более широком смысле,
как любовь к людям вообще, эта заповедь говорит
о любви ко всем людям. Но тем самым она превра-
щается в абстракцию. Люди, которых можно любить
и по отношению к которым любовь является деятель-
ной,— это некоторые особенные: сердце, желающее
вместить в себя все человечество, расширяясь и рас-
тягиваясь, превращается в представление, становится
противоположностью действительной любви.

Любовь... это прежде всего моральная любовь к
ближнему в тех особенных отношениях, в которых
человек к своему ближнему находится... И здесь ее
следует понимать не так, что у каждого должны быть
свои особенные дела, интересы и жизненные отношения
и наряду с этим он должен еще и любить, но в выде-
ляющем, абстрагирующем смысле любовь должна быть
центром, в котором они живут, должна быть их делом.
Они должны любить друг друга, и больше ничего, а
поэтому не должны больше иметь никакой особенной
цели — будь то семья или политическая цель — и должны
любить не ради этих особенных целей. Любовь воп-
лощается в абстрактной личности и в ее тождестве в
рамках одного сознания, в котором нет больше места
для особенных целей. Следовательно, здесь нет ника-
кой иной объективной цели, кроме самой любви.

Философия религии: В 2 т. М.,
1976. Т. t. С. 143; Т. 2. С. 283—284


Η. Φ. Федоров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: