Философия общего дела

«...Придет день,— говорит Спенсер,— когда альтру-
истическая склонность так хорошо будет воплощена в
самом организме нашем, что люди будут оспаривать
друг у друга случаи пожертвования и смерти»; но при
таком воплощении альтруистической склонности во
всех откуда же явятся случаи приложения ее? Такое
состояние предполагает или существование гонителей,
мучителей, тиранов, или же общая потребность жертво-
вать собою должна вызвать таких благодетелей, кото-
рые обратятся в мучителей и гонителей для того только,
чтобы удовлетворить этому страстному желанию быть
мучениками; или же, наконец, сама природа останется
слепою силою, чтобы исполнять роль палача. Если жизнь
есть благо, то пожертвование ею будет потерей блага
для отдавших свою жизнь за сохранение ее другим;
но будет ли благом жизнь для принявших жертву и
сохранивших свою жизнь ценою смерти других? Как
возможен альтруизм без эгоизма? Жертвующие жизнью
суть альтруисты, а принимающие жертву, они кто?..
Если же жизнь не благо, то и в пожертвовании ею со
стороны отдающих жизнь нет ни жертвы, ни доброго
дела.

...Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других
(альтруизм), а со всеми и для всех...

...Замечательно, что французские и английские по-
зитивисты видят в половом стремлении зародыш само-
пожертвования (altruism'a, как называет его позитивизм,
бедный мыслями и богатый новыми словами) — бес-
сознательную добродетель. Принимая, что наше рож-
дение есть смерть родителей, цель дается вместе с


сознанием; тогда как принимая положение позитиви-
стов, выводящих самопожертвование из акта рождения,
нельзя понять, почему самопожертвование предпочти-
тельнее эгоизма, вытекающего из питания. (Если поло-
вая страсть называется любовью, то и пожирание хищ-
ником есть также страсть, любовь к мясу.) Признавать
за собою невольный грех если и не добродетель, то
некоторый поворот к ней; признавать же невольную
добродетель, бессознательное самоотвержение есть
просто порок. Альтруизм — термин отвлеченной, а не
родственной нравственности. Знать только себя есть зло,
знать только других (альтруизм, жертвовать собой для
других) есть добродетель, которая указывает на суще-
ствование зла в обществе, но не устраняет его. Нужно
жить не для себя и не для других, а со всеми и
для всех.

Соч. М., 1982. С. 89—90, 166, 40U

Б. Рассел
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

...Мне неприятен Ницше потому, что ему нравится
созерцать страдание, потому, что он возвысил тщесла-
вие в степень долга, потому, что люди, которыми он
больше всего восхищался,— завоеватели, прославив-
шиеся умением лишать людей жизни. Но я думаю, что
решающий аргумент против философии Ницше, как и
против всякой неприятной, но внутренне непротиворе-
чивой этики, лежит не в области фактов, но в области
эмоций. Ницше презирает всеобщую любовь, а я счи-
таю ее движущей силой всего, чего я желаю для мира.
У последователей Ницше были свои удачи, но мы можем
надеяться, что им скоро придет конец.

История западной философии. М.,
1950. С. 789



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: