Ф. Бэкон. Муравей сам по себе существо мудрое, но в саду или огороде он вреден

ОПЫТЫ ИЛИ НАСТАВЛЕНИЯ
НРАВСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ

О СЕБЯЛЮБИВОЙ МУДРОСТИ

Муравей сам по себе существо мудрое, но в саду
или огороде он вреден. Точно так же люди, чрезмерно
себялюбивые, вредят обществу. Избери разумную сре-
дину между себялюбием и общественным долгом;
будь верен себе настолько, чтобы не оказаться веро-
ломным в отношении других, в особенности же госу-
даря и родины. Собственная особа — жалкая цель для
человеческих стремлений и всецело земная. Ибо одна
лишь земля прочно стоит на собственном центре, тогда


как все тела, имеющие сродство с небесами, движутся
вокруг других тел, принося им пользу...

Себялюбивая мудрость гнусна во всех своих видах.
Это мудрость крыс, покидающих дом, которому суж-
дено завалиться; мудрость лисы, выгоняющей барсука
из вырытой им норы; мудрость крокодила, проливаю-
щего слезы, перед тем как пожрать свою жертву. За-
метим, однако же, что те, кого Цицерон, говоря о Пом-
пее, назвал: «sui amantes, sine rivali» ', бывают зачастую
несчастны; всем пожертвовав ради себя, они наконец
сами становятся жертвами непостоянства фортуны, ко-
торую в себялюбивой мудрости своей думали пригвоз-
дить к месту.

О МУДРОСТИ ДРЕВНИХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: