Анти-сенека, или рассуждение о счастье

...Иное время — иные нравы. Ликург предписывал
бросать в воду слабых и нездоровых детей, считая это
правилом мудрости. Прочтите его биографию у Плу-
тарха: она даст вам подробное доказательство того,
что я рассказываю здесь в общих чертах. Вы узнаете
также из Плутарха, что в Спарте не знали, что такое
стыд, воровство, прелюбодеяние и т. п. В других стра-
нах женщины были общим достоянием и переходили
от самца к самцу, подобно сукам; в Спарте они отда-
вались мужем первому попавшемуся здоровому юно-
ше. В старину только женщины стыдились того, что


их поклонники соперничают между собой, тогда как
последние торжествовали, презирая любовь и добрые
нравы.

Соч. М., (983. С. 94—95, 261

Л. де Вовенарг

ВВЕДЕНИЕ В ПОЗНАНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА

О ЛЮБВИ

Одна и та же страсть у разных людей проявляется
по-разному. Женщина может понравиться нескольким
мужчинам чертами иной раз противоположными: один
полюбит ее за ум, другой — за добродетель, третьему,
напротив, милы ее недостатки и т. д. А случается и так,
что все любят в ней свойство, которого она лишена,
скажем, постоянство, хотя на деле эта женщина ветрена.
Но это не имеет значения: человек влюблен в создан-
ный им самим образ; только ему, а не легкомысленной
женщине он предан всем сердцем. Я постоянно встре-
чаю в свете людей, которые из множества незнако-
мых женщин — скажем, во время мессы или пропове-
ди— выбирают одну-единственную, притом, даже на
собственный вкус, не самую красивую. Чем это объ-
яснить? А тем, что красота каждой женщины отмечена
чертами ее характера, и мы предпочитаем ту, чей ха-
рактер будит в нас самый живой отклик. Значит, мы
чаще всего выбираем женщину за ее характер, значит,
ищем в ней ее душу, и никто не переубедит меня
в этом. Итак, все, что открыто, предстает нашим чув-
ствам, нравится нам лишь как символ того, что от них
сокрыто; итак, мы любим внешние качества лишь за


наслаждение, которое они нам доставляют, но главное
для нас — качества внутренние, отраженные во внеш-
них; итак, мы имеем право сказать, что всего сильнее нас
привлекает душа. Но душа доставляет радость не чув-
ствам, а разуму; таким образом, его интересы берут
верх над прочими, и, если чувства им противоречат,
мы жертвуем чувствами. Нужно только убедиться, что
противоречие и впрямь существует, что тут затронута
душа. Такова чистая любовь.

Размышления и афоризмы фран-
цузских моралистов XV/—XVI/I ве-
ков. М., 1987. С. 368—369


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: