О зарождении любви

Вот что происходит в душе:

1. Восхищение.

2. Человек думает: «Какое наслаждение целовать
ее, получать от нее поцелуй!» и т. д.


3. Надежда.

Начинается изучение совершенства; чтобы получить
возможно большее физическое наслаждение, женщине
следовало бы отдаваться именно в этот момент. Даже
у самых сдержанных женщин глаза краснеют в миг на-
дежды; страсть так сильна, наслаждение настолько живо,
что оно проявляется в разительных признаках.

4. Любовь зародилась.

Любить — значит испытывать наслаждение, когда ты
видишь, осязаешь, ощущаешь всеми органами чувств
и на как можно более близком расстоянии существо,
которое ты любишь и которое любит тебя.

5. Начинается первая кристаллизация.

Нам доставляет удовольствие украшать тысячью со-
вершенств женщину, в любви которой мы уверены;
мы с бесконечной радостью перебираем подробности
нашего блаженства. Это сводится к тому, что мы пре-
увеличиваем великолепное достояние, которое упало
нам с неба, которого мы еще не знаем и в облада-
нии которым мы уверены.

Дайте поработать уму влюбленного в течение два-
дцати четырех часов, и вот что вы увидите.

В соляных копях Зальцбурга, в заброшенные глубины
этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму;
два или три месяца спустя ее извлекают оттуда, покры-
тую блестящими кристаллами; даже самые маленькие
веточки, которые не больше лапки синицы, украшены
бесчисленным множеством подвижных и ослепительных
алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать.

То, что я называю кристаллизацией, есть особая дея-
тельность ума, который из всего, с чем он сталкива-
ется, извлекает открытие, что любимый предмет обла-
дает новыми совершенствами.

Путешественник рассказывает о прохладе апельсино-
вых рощ в Генуе, на берегу моря, в знойные дни;
как приятно вкушать эту прохладу вместе с нею!


Один из ваших друзей сломал себе на охоте руку;
как сладостно пользоваться уходом женщины, которую
любишь! Быть всегда с ней и непрерывно видеть, что
она любит тебя; да это заставило бы чуть ли не благо-
словлять страдание! И, взяв за отправную точку сломан-
ную руку друга, вы перестаете сомневаться в ангель-
ской доброте возлюбленной. Одним словом, достаточно
подумать о каком-нибудь достоинстве, чтобы найти его
в любимом существе.

Это явление, которое я позволяю себе назвать кри-
сталлизацией, исходит от природы, повелевающей нам
наслаждаться и заставляющей кровь приливать к мозгу
от чувств, что наслаждения усиливаются вместе с уве-
личением достоинств предмета нашей любви, о кото-
ром мы думаем: «Она моя». Дикарь не успевает сту-
пить дальше первого шага. Наслаждение он испыты-
вает; но деятельность его мозга тратится на погоню за
ланью, которая убегает в лес, между тем как он дол-
жен как можно скорее восстановить свои силы с помо-
щью ее мяса, чтобы не погибнуть от секиры врага.

На вершине цивилизации, я не сомневаюсь, женщины
с нежной душой доходят до того, что испытывают фи-
зическое удовольствие только с мужчинами, которых
они любят '. Это полная противоположность дикарю.
Но у цивилизованных народов женщины пользуются до-
сугом, а дикари так поглощены своими делами, что им
приходится обращаться со своими самками, как с вьюч-
ными животными. Если самки многих животных более
счастливы, то лишь потому, что самцы их более обес-
печены всем необходимым.

Но оставим леса и вернемся в Париж. Страстный
человек видит в любимом существе все совершенства;

1 Если эта особенность не наблюдается у мужчин, то это про-
исходит оттого, что им не приходится жертвовать стыдливостью
ради одного мгновения.


однако внимание его еще может рассеяться, ибо душа
пресыщается всем, что однообразно, даже полным сча-
стьем '.

Вот что происходит тогда для фиксации внимания:

6. Рождается сомнение.

После десяти — двенадцати взглядов или любого дру-
гого ряда действий, которые могут продолжаться либо
один миг, либо несколько дней,— действий, сперва все-
ливших, а потом и укрепивших надежду, влюбленный,
опомнившись после первой минуты удивления и при-
выкнув к своему счастью или следуя теории, всегда ос-
новывающейся на наиболее распространенных случаях
и потому касающейся лишь доступных женщин, влюб-
ленный, говорю я, требует более реальных доказа-
тельств и жаждет ускорить свое счастье.

Если он выказывает чрезмерную самоуверенность,
ему противопоставляют равнодушие 2, холодность или
даже гнев; во Франции — легкую иронию, которая как
будто говорит: «Вам кажется, что вы достигли большего,
чем это есть на самом деле». Женщина ведет себя
так либо потому, что она пробуждается от мгновен-
ного опьянения и повинуется стыдливости, либо пото-
му, что боится насилия, либо просто из осторожности
или кокетства.

Влюбленный начинает сомневаться в счастье, казав-

1 Это значит, что один и тот же оттенок жизни дает лишь мгно-
вение полного счастья, но поведение страстного человека меняется
по десять раз в день.

2 То, что романы XVII в. называли внезапной вспышкой, решаю-
щей судьбу героя и его возлюбленной, есть движение души, за-
тасканное бесконечным числом бумагомарателей, но от этого не
менее существующее в природе; оно происходит от невозможности
долго вести оборону. Любящая женщина слишком счастлива чувством,
которое она испытывает, чтобы быть в состоянии искусно притво-
риться; благоразумие ей надоедает, она пренебрегает всякой осто-
рожностью и слепо отдается счастью любви. Недоверие делает
внезапную вспышку невозможной.


шемся ему близким; он строго пересматривает осно-
вания для надежды, которые ему чудились.

Он хочет вознаградить себя другими радостями жиз-
ни и обнаруживает их исчезновение. Боязнь ужасного
несчастья овладевает им, а вместе с этой боязнью по-
является и глубокое внимание.

7. Вторая кристаллизация.

Тогда начинается вторая кристаллизация, образую-
щая в качестве алмазов подтверждение мысли:

«Она меня любит».

Каждую четверть часа ночи, наступающей после за-
рождения сомнений, пережив минуту страшного горя,
влюбленный говорит себе: «Да, она меня любит»; и
кристаллизация работает над открытием новых очарова-
ний; потом сомнение с блуждающим взором овладе-
вает им и резко останавливает его. Грудь его забыва-
ет дышать; он спрашивает себя: «Но любит ли она
меня?» Во время всех этих мучительных и сладостных
колебаний бедный влюбленный живо чувствует: «Она
дала бы мне наслаждение, которое может дать только
она одна во всем мире».

Именно очевидность этой истины, эта прогулка по
самому краю ужасной бездны и в то же время сопри-
косновение с полным счастьем дают такое преимуще-
ство второй кристаллизации над первой.

Влюбленный непрерывно блуждает между тремя
мыслями:

1. В ней все совершенства.

2. Она меня любит.

3. Как добиться от нее величайшего доказательства
любви, какое только возможно?

Самый мучительный миг еще молодой любви, когда
влюбленный замечает, что им сделано неправильное
умозаключение и приходится разрушать целую гроздь
кристаллов.

Он начинает сомневаться в самой кристаллизации...



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: