double arrow

ХАРАКТЕРЫ, ИЛИ НРАВЫ НЫНЕШНЕГО ВЕКА

Мы надеемся достигнуть старости, но боимся соста-
риться. Это значит, что мы любим жизнь и страшимся
смерти.

Если бы одни из нас умирали, а другие нет, умирать
было бы крайне досадно.

Размышления и афоризмы фран-
цузских моралистов XVI—XV I! I ве-
ков. М., 1987. С. 347

Ж. О. де Ламетри
СИСТЕМА ЭПИКУРА

Я не принадлежу к числу тех мизантропов вроде
Вайе, которые не хотели бы повторить свою жизнь:
пресыщение ипохондрика мне совершенно чуждо; но
я не хотел бы снова вступить в полосу глупого детства,
которым начинается и заканчивается наш жизненный
путь. Я уже охотно привязываю, по выражению Мон-
теня, «хвост философа» к самому прекрасному перио-
ду своей жизни; но я делаю это для того, чтобы, насколь-
ко возможно, наполнить умом пустоту сердца, а не
чтобы каяться в том, что когда-то заполнял ее любовью.
Если бы я мог снова родиться, я хотел бы жить так, как
жил: иметь хороший стол, хорошее общество, житей-
ские радости и любовные связи, деля все свое время
между женщинами — этой прекрасной школой изяще-
ства, Гиппократом и музами, всегда оставаясь врагом
разврата и другом наслаждения, предаваясь, одним
словом, прекрасной смеси мудрости и безумия, которые,


взаимно усиливая друг друга, делают жизнь более при-
ятной и, я бы сказал, более острой.

Нет, я не стану отравлять врожденной любви к жиз-
ни... Напротив, я постараюсь притупить острые шипы
жизни, если уже не могу уменьшить их количества,
чтобы увеличить наслаждение от срывания роз. Тех,
кто вследствие своей неудачной и несчастной органи-
зации испытывает отвращение к прекрасному зрелищу
Вселенной, я попрошу остаться в ней: по соображениям
религии, если у них отсутствует чувство гуманности,
или, что представляет собою гораздо большую ценность,
в силу чувства гуманности, если они не признают рели-
гии. Я хочу указать простым людям на великие блага,
которые религия обещает тем, у кого хватит терпения
переносить то, что один великий человек назвал «горечью
жизни», а также на вечные мучения, которыми она угро-
жает тем, кто не хочет жить, оставаясь добычей стра-
дания и скуки. Тех же, для кого религия является тем,
что она есть на самом деле, а именно басней, я, не рас-
считывая на силу порванных уз, попытаюсь соблазнить
благородными чувствами, внушить им то величие души,
которое превозмогает все. Наконец, заставив их признать
права гуманности, стоящие выше всего, я напомню о до-
рогих и священных отношениях, в которых больше пафо-
са, чем в самых красноречивых рассуждениях. Я вызову
перед ними образы жены и плачущей любовницы, безу-
тешных детей, которых смерть отца оставит без воспита-
ния на земле. Кто даже на краю могилы не услышит столь
трогательных криков? Кто не откроет умирающих век?
Кто окажется столь трусливым, чтобы отказаться от несе-
ния бремени, нужного целому ряду лиц? Кто окажется та-
ким чудовищем, что посредством минутного страдания
вырвет себя у своей семьи, друзей, родины, стремясь
освободиться от самых священных обязанностей?

Соч. М„ 1983. С. 377, 375—37Й



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: