СОКРОВЕННЫЕ СЛОВА
О сын человеческий!
Всему есть свой знак; знак любви есть стойкость
в принятии Моей воли и терпение в Моих испытаниях.
О сын человеческий!
Ты гонишься за золотом, а Я хочу твоей свободы
за него. В золоте видишь ты богатство, а Я вижу его
в твоем отдалении от него. Клянусь жизнию! Мое есть
знание, а твое — воображение; как может Мой путь
сойтись с твоим?
Конфуций считал, что одним из проявлений сыновней почти-
тельности является забота о своем здоровье, чтобы у родителей
не было оснований для беспокойства.
О сыны божественной невидимой сути!
Вам воспрепятствуют любить Меня, и души придут
в смущение при упоминании Моем, ибо разум бессилен
постичь Меня, а сердце вместить Меня.
О вы, лежащие, подобно мертвым, на ложе нера-
дения!.
Века прошли, и ваша драгоценная жизнь подходит
к концу, но ни одно чистое дыхание не дошло от вас
до Нашей святой обители. Потопая в море неверия,
вы исповедуете устами веру в единаго Бога. Вы возлю-
били того, кто Мне противен, и в друзья избрали себе
врага Моего. Вы ходите по земле Моей тщеславны и
самодовольны, не замечая, что вы ей стали в тягость
и что все земное избегает вас. Откройте глаза хоть
немного и увидите, что тысяча бедствий лучше таких
радостей и смерть дороже таковой жизни.
|
|
О сыны вожделения!
Снимите покров самонадеянности и отложите одеж-
ду высокомерия! На третьей святой строке, начертан-
ной на Рубиновой Таблице Пером Невидимаго, стоит
следующее:
О порождение страсти!
Оставь жадность и стремись к довольствию, ибо
ненасытный всегда лишен, тогда как довольный всегда
любим и почитаем.
О дети нерадения и страстей!
Вы впустили врага в дом Мой и прогнали друга
Моего, ибо вы возлюбили не Меня, а иного. Прислу-
шайтесь ко гласу Друга и направляйтесь в рай Его.
Друзья мирские любят друг друга из личной выгоды,
тогда как Истинный Друг любит вас из-за вас самих;
мало того, для руководства вашего терпел Он бесчис-
ленные бедствия. Не оставляйте же друга сего, а поспе-
шите к Нему. Вот солнце речей истины и верности,
взошедшие на горизонте Господа всех Имен. Откройте
же уши, да услышите слово Господа, Хранителя в беде,
Самосущаго!
О сын страсти!
Освободитесь от привязанности к богатству и вступи
с полным спокойствием в царство бедности, да приоб-
щишься вина жизни бессмертной от источника отре-
чения.
Сокровенные слова. Хофхайм, б. г.
С. 19, 21, 24, 34, 45, 46, 47, 49
М. Монтень
ОПЫТЫ
...Я не выношу тех приступов раскаяния, которые
находят на человека с возрастом. Тот, кто заявил в
древности, что он бесконечно благодарен годам, ибо
они избавили его от сладострастия, держался на этот
счет совсем иных взглядов, чем я: никогда я не стану
превозносить бессилие за все его мнимые благодеяния.
Nee tarn aversa unquam videbitur ab opere suo providentia,
ut debilitas inter optima inventa sit '. В старости мы лишь
изредка предаемся любовным утехам, и после них нас
охватывает глубокое пресыщение; тут совесть, по-моему,
ни при чем; горести и слабость навязывают нам трус-
ливую и хлипкую добродетель. Мы не должны позво-
лить естественным изменениям брать верх над нами до
|
|
такой степени, чтобы от этого страдали наши умствен-
ные способности. Молодость и ее радости не могли
в свое время скрыть от меня печати порока на сладо-
страстии; так и ныне пришедшая ко мне с годами пресы-
щенность не может скрыть от меня печати сладостра-
стия на пороке. И теперь, когда оно больше не властвует
надо мной, я сужу о нем точно так же, как тогда,
когда пребывал в его власти. Энергично и тщательно
стряхивая его с себя, я нахожу, что мой разум остался
таким же, каким был в беспутные дни моей юности,—
разве что ослабел и померк с приближением старости;
и еще я нахожу, что если он запрещает мне предаваться
чувственным наслаждениям, заботясь о моем телесном
здоровье, то и прежде он делал то же, заботясь о здо-
ровье моего духа. Зная, что теперь он больше не борет-
ся за него, я не могу считать его более доблестным.
Мои вожделения настолько немощны и безжизненны,
что ему, в сущности, и не нужно обуздывать их. Чтобы
справиться с ними, мне достаточно, так сказать, протянуть
руку. И случись ему столкнуться с былым моим вожде-
лением, он, опасаюсь, справился бы с ним не в пример
хуже, чем раньше. Я не вижу, чтобы он занимал-
ся чем-либо таким, чем не занимался тогда, как не
вижу и того, чтобы он стал проницательнее. И если
это — выздоровление разума, то как же оно для нас
бедственно!
До чего ничтожно лекарство, исцеляющее посред-
ством болезни!
Опыты: В 3 кн. М., 1979. Кн. 3.
С. 29—30
1 Провидение никогда не окажется настолько враждебным своему
творению, чтобы слабость стала его лучшим свойством.