АНТИ-СЕНЕКА, ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ О СЧАСТЬЕ
Живем ли мы в этом мире для того, чтобы стремиться
к известности и наслаждаться ею, или же для того, чтобы
вкушать радости жизни? Раз случай бросил нас в этот
мир — я не скажу в ущерб тем многим, которым каждый
день множество различных причин мешает выйти из не-
бытия,— нашей главной и самой разумной целью явля-
ется, очевидно, спокойная, приятная и довольная жизнь.
Ответ на этот вопрос дан в гораздо большей степени
поведением всех людей, чем самыми разнообразными
суждениями тех, кто претендует на роль наставников
рода человеческого. Думать о теле прежде, чем о
душе,— значит подражать природе, создавшей первое
раньше второй. Можно ли найти более надежного руко-
водителя, чем природа? Следуя ей, не следуем ли мы
одновременно и человеческому, и животному инстинкту?
Л. Вовенарг
О ПРИЯЗНИ К ЖИВОТНЫМ
В доброе отношение людей к некоторым домашним
животным закрадывается порою оттенок лести самим
себе. Мне всегда казалось, что, сделавшись собственно-
стью человека, животное ублажает его самолюбие; это
звучит смехотворно, но, к крайней моей досаде, дело
обстоит именно так: мы настолько ничтожны, что в самой
жалкой своей собственности начинаем видеть самих
себя. Попугаю мы приписываем мысли и чувства, вообра-
жаем, будто он любит нас, боится, ценит нашу ласку
и т. д., вот и полны приязни к нему за этот перевес
над ним. Поистине, великое преимущество! Но таков
человек.
Размышления и афоризмы фран-
цузских моралистов XV/ — XVI/I
веков. М., 1987. С. 368