О человеческой природе

Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда
подавлена, но редко истреблена. Принуждение застав-
ляет природу жестоко мстить за себя, поучения несколь-
ко смиряют ее порывы, но только привычка может
ее переделать и покорить.

Кто стремится победить в себе природу, пусть не
ставит себе ни чрезмерно трудных, ни слишком легких
задач, ибо в первом случае будет удручен частыми
неудачами, а во втором — слишком мало сделает успе-
хов, хотя побеждать будет часто. И пусть вначале об-
легчает себе дело, подобно пловцу, прибегающему к пу-
зырям или камышовым связкам; а немного погодя пусть
ставит себя, напротив, в трудные условия, как делают тан-
цоры, упражняясь в тяжелых башмаках. Ибо для полного


совершенства надо, чтобы подготовка была труднее само-
го дела.

Где природа могущественна и победа, следователь-
но, трудна, первым шагом к ней должно быть умение
вовремя обуздать свой порыв: так, некоторые, желая
остудить гнев, повторяют про себя азбуку; затем следует
себя ограничить: так, отучаясь от вина, переходят от
заздравных кубков к одному глотку за едой, а там и сов-
сем оставить свою привычку. Но если хватает у человека
стойкости и решимости покончить с ней разом, это всего
лучше: «Тот всего лучше свой дух побеждает, кто, цепи
на теле порвав, перестает и печалиться» (Овидий. Лекар-
ство от любви. С. 293). Может пригодиться и старое
правило: гнуть природу в противную сторону, чтобы
тем самым выпрямить; но это лишь тогда, разумеется,
когда противоположная крайность не будет пороком.

Пусть никто не понуждает себя к чему-либо беспре-
рывно, но дает себе передышку. Ибо она позволяет
набраться сил для новых попыток; а кроме того, если
человек, не утвердившись еще в новых правилах, бес-
престанно себя упражняет, он заодно с хорошими уп-
ражняет и дурные свои качества, укрепляя в себе к ним
привычку; и помочь тут можно лишь своевременной
передышкой. И пусть никто не верит вполне победе над
своей природой, ибо природа может долгое время не
давать себя знать и вновь ожить при случае или соблазне.
Так было с Эзоповой девицей, превращенной из кошки
в женщину: уж на что она чинно сидела за столом,
пока не пробежала мимо нее мышь. А потому пусть че-
ловек либо вовсе избегает соблазна, либо почаще ему
подвергается, дабы стать к нему нечувствительным.

Природу человека всего легче обнаружить в уедине-
нии, ибо тут он сбрасывает с себя все показное; в порыве
страсти, ибо тогда забывает он свои правила; а также в но-
вых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила при-
вычки.


Счастливы те, чья природа находится в согласии с их
занятиями; иначе они могут сказать: «Долго жила душа
моя» (Ветхий завет, Псалм. Давид., 119, ст. 6), когда вы-
нуждены заниматься вещами, к которым не питают склон-
ности. Занимаясь науками, пусть человек назначает часы
тому, к чему себя понуждает; а для того, что согласно
с его природой, пусть не заботится отводить особое вре-
мя, ибо мысли его и сами будут к этому обращаться,
насколько позволят другие дела и занятия.

В каждом человеке природа всходит либо злаками,
либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает
первые и истребляет вторую.

Соч..· В 2 т. М., 1972. Т. 2. С. 440—
441


Я скажу больше и стану при этом на точку зрения учения,
которому до сих пор не имел честь следовать. Мы долж-
ны заботиться о своей душе только для того, чтобы до-
ставить больше удовольствия своему телу; быть может,
следует писать, подобно многим другим авторам, лишь
для того, чтобы получать или деньги от книгоизда-
телей, или дающий еще больше дохода почет. Если
существуют конечные цели, то последняя представляет
собой одну из них, и притом весьма разумную. Любовь
к жизни и к благополучию, очевидно, обладает более
существенными правами, чем себялюбие; подобно тому
как удовольствие имеет преимущество перед честью для
того, кто отличается хорошим вкусом, так и хлеб явля-
ется более питательной пищей, чем слава.

Соч. М., 1983. С. 273



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: