1. Деятельность руководителя проходит в условиях наличия строго структурированных планов (стратегических, тактических, оперативных), осуществляемых людьми.
2. Дилемма выбора руководителем тактик решения поставленных целей между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями
3 Положение руководителя в организации в условиях постоянно меняющихся внутренних и внешних переменных может поставить под сомнение его компетентность, которая может не соответствовать новым условиям деятельности
4. Отсутствие адекватной оценки способностей и личностного роста руководителя в условиях постоянно меняющихся организационных ситуаций.
5. Выбор неэффективных стратегий поведения руководителем в условиях решения управленческих конфликтов
6. Принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть IV. Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении
7 Строгое требование выполнять инструкции в ущерб стремлению работников проявлять творчество.
|
|
8 Рассогласование индивидуальной мотивации руководителя, ориентированного на достижение успеха в деятельности, и отсутствие положительной мотивации поведения работников
В реальности существует гораздо большее число факторов, которые мешают руководителю эффективно работать В этой связи представляет интерес как руководитель субъективно оценивает сам себя
Из анализа литературы по вопросам практического менеджмента следует, что руководители ценят в себе в большей степени профессиональные и деловые качества. Оценка своих личностных свойств уходит на второй план, а критика в свой адрес удаляется на самое последнее место.
От своих подчиненных менеджеры отличаются тем, что к ним предъявляют гораздо больше требований, чем к работникам Но если посмотреть на руководителя глазами его подчиненных, то картина резко меняется
На первое место в этой оценке ставят личностные качества, которые показывают отношение руководителя к работникам в высказываниях такого типа "приятный в общении", "внушающий доверие", "отзывчивый" итд /14/
По мере повышения статуса руководителя число критических оценок в адрес подчиненных резко возрастает Интерес руководителя к персоналу заключается, главным образом, в профессионально-деловых качествах работников. При этом увеличивается количество негативных оценок в адрес исполнителей по сравнению с позитивными
Это проявление психологического фактора обезличенного взгляда руководителей на подчиненных Индивидуальность работника нивелируется, что отрицательно характеризует руководителя
|
|
Если же руководитель переходит в другую профессиональную категорию со снижением его статуса, то его оценки быстро изменяются как по отношению к вышестоящим менеджерам, так и к персоналу В центр его внимания попадают уже не профессиональные качества руководителя, а поведенческие реакции Он будет теперь оценивать, как его руководитель общается с исполнителями, насколько он к ним внимателен, доброжелателен, готов ли помочь в трудной ситуации, насколько справедливо оценивает трудовой вклад работников
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852
В. А. Розанова
Область межличностных отношений всегда остается для руководителя постоянной сферой неопределенности в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней не очень уверенно.
Содержание человеческих отношений, психологический климат в группе, стиль руководства и другие социально-психологические феномены для руководителей низового звена управления и персонала являются наиболее значимыми аспектами их трудовой деятельности
Явно отрицательным психологическим фактом является непонимание руководителями того, что их негативные оценки своих подчиненных снижают личностную самооценку, подрывая у исполнителей веру в свои силы и возможности.
Получив отрицательную оценку, работник непроизвольно снижает активность в труде, отказывается от инициативы.
При положительной оценке работника повышается мотивационная сфера, желание трудиться лучше. Руководители, обладая определенным статусом, несут на себе морально-психологическую нагрузку в виде права на оценку своих подчиненных и результатов их труда, от которой в значительной степени зависит трудовая активность персонала
В конечном итоге организация служит людям, но, если она начинает работать в режиме сбоев, тогда люди будут вынуждены изменить ее
На рисунке 1 показана организация деятельности группы по успешному выполнению целей компании, а в таблице 1 — факторы, способствующие устранению противоречий внутри управления организацией.
Рис 1. Организация деятельности группы по успешномj выполнению общих целей компании
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть IV. Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении
Таблица 1 Факторы, способствующие устранению противоречий внутри управления организацией
Стратегия организации | Поведение и действия | Действия малой груп- |
руководителей | пы | |
— наличие четких, яс- | — внимание к деятель- | — принятие органи- |
ных и непротиворе- | ности группы | зационных целей |
чивых целей | — целенаправленные | — наличие групповой |
— создание творческой | действия по сплоче- | активности и |
атмосферы внутри | нию группы | сплоченности |
организации для | — правильное инфор- | внутри группы |
всех ее членов | мирование подчи- | — выполнение всеми |
— правильное планиро- | ненных | членами группы |
вание деятельности | — доброжелательные | внутригрупповых |
всех подразделений | отношения с члена- | норм поведения |
— правильная расста- | ми группы | — лояльность в отно- |
новка кадров | — своевременное раз- | шениях между |
— учет человеческого | решение конфлик- | членами группы и |
фактора внутри ор- | тов внутри групп | руководителем |
ганизации | — создание положи- | — дисциплинирован- |
— повышение конку- | тельного психологи- | ность |
рентоспособности | ческого климата | — доверие к руково- |
— подбор квалифици- | — отсутствие жестких | дителю |
рованных менедже- | методов управления | — стремление к ус- |
ров | персоналом | пешной деятельно- |
— положительное от- | сти | |
ношение к творче- | — наличие ценност- | |
ской деятельности | но-ориентацион- | |
работников | ного единства | |
— правильное мотиви- | группы | |
рование группы и | — наличие ответст- | |
каждого ее члена | венного отноше- | |
— правильная оценка работы каждого члена группы — правильная организация всех звеньев работы — доброжелательный контроль | ния к работе |
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852
|
|
В. А. Розанова
Резюме
1 Управление организационными системами требует комплексного подхода
2 Человеческий фактор является основополагающим в системе управления организациями
3 Противоречия и парадоксы управления в большинстве случаев имеют психологические причины
4. Управление полностью пронизано психологическими явлениями, связанными с совместной деятельностью людей
5 Взаимодействие внешних и внутренних переменных деятельности организаций приводЬт к противоречиям в управлении
6. Жесткие авторитарные методы руководства в зарубежных компаниях считаются ведущими и наиболее результативными
7 Демократизация в управлении — только декларируемое, но не реальное явление
8 Стереотипы и инерция мышления руководителей являются тормозом в развитии организационных систем
9 Расхождение групповых, индивидуальных и организационных целей существенно тормозят эффективную деятельность компании.
10. Жесткие авторитарные методы руководства не совместимы с проявлением "человеческих отношений" внутри организаций
11 Мотивация руководителей и персонала не всегда согласуются