Противоречия в деятельности руководителя

1. Деятельность руководителя проходит в условиях наличия строго структурированных планов (стратегических, тактических, оперативных), осуществляемых людьми.

2. Дилемма выбора руководителем тактик решения поставленных целей между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями

3 Положение руководителя в организации в условиях постоянно меняющихся внутренних и внешних переменных может поставить под сомнение его компетентность, которая может не соответствовать новым условиям деятельности

4. Отсутствие адекватной оценки способностей и личностного роста руководителя в условиях постоянно меняющихся организационных ситуаций.

5. Выбор неэффективных стратегий поведения руководителем в условиях решения управленческих конфликтов

6. Принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть IV. Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении

7 Строгое требование выполнять инструкции в ущерб стремлению работников проявлять творчество.

8 Рассогласование индивидуальной мотивации руководителя, ориентированного на достижение успеха в деятельности, и отсутствие положительной мотивации поведения работников

В реальности существует гораздо большее число факторов, которые мешают руководителю эффективно работать В этой связи представляет интерес как руководитель субъективно оценивает сам себя

Из анализа литературы по вопросам практического менеджмента следует, что руководители ценят в себе в большей степени профессиональные и деловые качества. Оценка своих личностных свойств уходит на второй план, а критика в свой адрес удаляется на самое последнее место.

От своих подчиненных менеджеры отличаются тем, что к ним предъявляют гораздо больше требований, чем к работникам Но если посмотреть на руководителя глазами его подчиненных, то картина резко меняется

На первое место в этой оценке ставят личностные качества, которые показывают отношение руководителя к работникам в высказываниях такого типа "приятный в общении", "внушающий доверие", "отзывчивый" итд /14/

По мере повышения статуса руководителя число критических оценок в адрес подчиненных резко возрастает Интерес руководителя к персоналу заключается, главным образом, в профессионально-деловых качествах работников. При этом увеличивается количество негативных оценок в адрес исполнителей по сравнению с позитивными

Это проявление психологического фактора обезличенного взгляда руководителей на подчиненных Индивидуальность работника нивелируется, что отрицательно характеризует руководителя

Если же руководитель переходит в другую профессиональную категорию со снижением его статуса, то его оценки быстро изменяются как по отношению к вышестоящим менеджерам, так и к персоналу В центр его внимания попадают уже не профессиональные качества руководителя, а поведенческие реакции Он будет теперь оценивать, как его руководитель общается с исполнителями, насколько он к ним внимателен, доброжелателен, готов ли помочь в трудной ситуации, насколько справедливо оценивает трудовой вклад работников

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

Область межличностных отношений всегда остается для руководителя постоянной сферой неопределенности в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней не очень уверенно.

Содержание человеческих отношений, психологический климат в группе, стиль руководства и другие социально-психологические феномены для руководителей низового звена управления и персонала являются наиболее значимыми аспектами их трудовой деятельности

Явно отрицательным психологическим фактом является непонимание руководителями того, что их негативные оценки своих подчиненных снижают личностную самооценку, подрывая у исполнителей веру в свои силы и возможности.

Получив отрицательную оценку, работник непроизвольно снижает активность в труде, отказывается от инициативы.

При положительной оценке работника повышается мотивационная сфера, желание трудиться лучше. Руководители, обладая определенным статусом, несут на себе морально-психологическую нагрузку в виде права на оценку своих подчиненных и результатов их труда, от которой в значительной степени зависит трудовая активность персонала

В конечном итоге организация служит людям, но, если она начинает работать в режиме сбоев, тогда люди будут вынуждены изменить ее

На рисунке 1 показана организация деятельности группы по успешному выполнению целей компании, а в таблице 1 — факторы, способствующие устранению противоречий внутри управления организацией.

Рис 1. Организация деятельности группы по успешномj выполнению общих целей компании

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть IV. Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении

Таблица 1 Факторы, способствующие устранению противоречий внутри управления организацией

Стратегия организации Поведение и действия Действия малой груп-
  руководителей пы
— наличие четких, яс- — внимание к деятель- — принятие органи-
ных и непротиворе- ности группы зационных целей
чивых целей — целенаправленные — наличие групповой
— создание творческой действия по сплоче- активности и
атмосферы внутри нию группы сплоченности
организации для — правильное инфор- внутри группы
всех ее членов мирование подчи- — выполнение всеми
— правильное планиро- ненных членами группы
вание деятельности — доброжелательные внутригрупповых
всех подразделений отношения с члена- норм поведения
— правильная расста- ми группы — лояльность в отно-
новка кадров — своевременное раз- шениях между
— учет человеческого решение конфлик- членами группы и
фактора внутри ор- тов внутри групп руководителем
ганизации — создание положи- — дисциплинирован-
— повышение конку- тельного психологи- ность
рентоспособности ческого климата — доверие к руково-
— подбор квалифици- — отсутствие жестких дителю
рованных менедже- методов управления — стремление к ус-
ров персоналом пешной деятельно-
  — положительное от- сти
  ношение к творче- — наличие ценност-
  ской деятельности но-ориентацион-
  работников ного единства
  — правильное мотиви- группы
  рование группы и — наличие ответст-
  каждого ее члена венного отноше-
  — правильная оценка работы каждого члена группы — правильная организация всех звеньев работы — доброжелательный контроль ния к работе

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

Резюме

1 Управление организационными системами требует комплексного подхода

2 Человеческий фактор является основополагающим в системе управления организациями

3 Противоречия и парадоксы управления в большинстве случаев имеют психологические причины

4. Управление полностью пронизано психологическими явлениями, связанными с совместной деятельностью людей

5 Взаимодействие внешних и внутренних переменных деятельности организаций приводЬт к противоречиям в управлении

6. Жесткие авторитарные методы руководства в зарубежных компаниях считаются ведущими и наиболее результативными

7 Демократизация в управлении — только декларируемое, но не реальное явление

8 Стереотипы и инерция мышления руководителей являются тормозом в развитии организационных систем

9 Расхождение групповых, индивидуальных и организационных целей существенно тормозят эффективную деятельность компании.

10. Жесткие авторитарные методы руководства не совместимы с проявлением "человеческих отношений" внутри организаций

11 Мотивация руководителей и персонала не всегда согласуются


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: