Политическая мысль средневековья

В средневековый период истории появляются теократические теории власти.

Аврелий Августин, средневековый мыслитель (354 –430 гг., работа «О граде божьем»). История человечества – борьба между градом божьим (его выражением является церковь) и градом земным (грешники и дьяволы). Спасение человека в приобщении к богу. По Августину, бог не только сотворил мир, но и

творит его постоянно. Все в мире имеет божественное происхождение, а поэтому должно приниматься таким, каким он есть. Необходимыми явлениями, по мнению Августина, является бедность и рабство. Бедным и рабам надо правильно понять эту необходимость, и терпеть ее. Свобода, по нему – это невоможность выбора между добром и злом, а обреченность жить в грехе.

Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня, когда благочестивые получат «ангельскую жизнь», а нечестивые подвергнутся «вторичной смерти».

Доктрины Августина («Блаженного») положили начало долгому конфликту между государством и церковью.

Фома Аквинский (1225–1274 гг.). Государственная власть происходит от бога, основатель философского направления «томизм». Использование власти зависит от людей. Светская власть должна следовать христианским заповедям. Теократическая теория власти. Исходный тезис всего мировоззрения Авинского сформулирован им самим. Он гласит: «Философия – служанка богословия». Итальянский философ известен своими теологическими трудами и особенно «Суммой теологии». Наилучшей формой правления он считал монархию. Взаимоотношения людей в обществе основываются на данных им от бога морально-этических принципах, строгое соблюдение которых является залогом стабильности общества. Он разработал особую теорию закона, согласно которой все законы связаны между собой субординацией. Их объединяют общие принципы божественного разума, управляющего Вселенной. Вечный закон заключен в боге, и от него производны все иные виды закона. Отражением вечного закона в человеческом разуме является естественный закон. Он предписывает стремление к самосохранению, продолжению рода, обязывает уважать достоинство людей.

Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его задача – силой и страхом принуждать людей избегать зла и стремиться к добродетели.

2.3. Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени.

Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). Разделил государство и общество. Под государством понимал политическую форму организации общества, разграничил и противопоставил мораль и политику, выразив эту идею следующим образом: «Цель оправдывает средства». Предпочтение он отдавал смешанной форме, умеренной республике. Термин макиавеллизм обозначает политику, основанную на культе насилия, безнравственности.

Он впервые рассматривает политику как самостоятельную дисциплину, отдельно от морали и религии. Главный вопрос, который поставил Макиавелли в политической теории, – не в том, как люди должны себя вести, а как они себя ведут на самом деле; не кто должен обладать властью, а сколько людей действительно добились власти. Он исходит из того, что в основе общественного развития лежит свободная воля индивида и его активное творческое участие в политике. Однако действия индивида ограничены исторической необходимостью, которую мыслитель называл «судьба».

Политика, с точки зрения Макиавелли, – не что-то богом данное, а наука, в основе которой – изучение фактов реальной действительности.

Политическое развитие базируется на выгоде и силе. Научные принципы политического искусства вследствие этого лежат в области исследования зримо проявляющихся качеств человеческой природы, расстановки борющихся в обществе сил.

Государство рассматривается не как застывшая фиксированная структура, а в движении, как изменчивое состояние, зависящее от динамики противоборства различных сил. Источником развития общества является борьба народа и аристократии. Будущее Макиавелли видел за республикой. Задачу политической

науки он видел в том, чтобы объяснять действительное положение вещей, создавать работающие политические схемы, выводить работающие политические принципы. Наиболее известные его книги: «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции», «Искусство войны».

Заметным вкладом в сокровищницу политической мысли явилась концепция «государственного суверенитета» французского политического мыслителя Жана Бодена (1530–1596 гг.). Он изложил ее в трактате «Шесть книг о республике». «Под суверенитетом Боден понимал определенное свойство государственной власти – ее верховный характер. Речь шла о «безусловной неза-

висимости государственной власти, от какой бы то ни было иной, стоящей над или рядом с нею». Независимость, или суверенитет, государственной власти трактовалась Боденом как независимость государства от других государств и как его независимость в реальном осуществлении власти на своей территории. «Суверенитет есть абсолютная и вечная власть Республики», – писал Ж. Боден. При этом он характеризовал республику как форму государства» (Цит по: Политология / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд. – М.:

ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – С. 46.).

. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их.

Обратите внимание, что в Новое время в связи с европейскими буржуазными революциями появились новые концепции государственной власти – это теория естественного права, теория общественного договора и теория разделения властей, которые в отличие от теократических теорий власти источник ее возникновения увидели в самом обществе.

Теорию общественного договора представляли английские мыслители Томас Гоббс (1588–1679 гг.) и Джон Локк (1632–1704 гг.). Государство возникло в результате договора. Т. Гоббс был сторонником абсолютной монархии. Во взглядах на государство, согласно мыслителю, необходимо учитывать три основных момента:

- Государство есть единое лицо. Власть государства едина

и неразделима сводит волю граждан в «единую волю»;

- Люди, создавшие государство путем взаимного договора,

не только санкционируют все его действия, но и признают себя

ответственными за эти действия;

- Верховная власть может использовать силу и средства

подданных так, как считает это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться перед ними за свои действия. Гоббс был против разделения власти. Воля государства – высший закон, и ему необходимо подчиняться. Свое политическое учение он изложил в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Джона Локка считают родоначальником идеологии либерализма. Теории естественных прав и конституционализм – его основной вклад в политическую мысль. Его политические взгляды в основном изложены в труде «Два трактата о государственном правлении». Он считал, что главная ценность – свобода лич-

ности. Д. Локк утверждал, что права на жизнь, свободу и собственность являются основными естественными и неотчуждаемыми правами человека. Ради их защиты люди объединились в «политическое или гражданское общество».

Такого рода общество и есть государство с его аппаратом, государственными органами и чиновниками. Локк отстаивал принцип разделения властей, но считал, что законодательство должно быть выше исполнительной власти

и власти судебной, которую он относил к ветви исполнительной

власти.

Теория общественного договора содержится у французского ученого Жана Жака Руссо (1712–1778 гг.) Наиболее известные его произведения: «Об общественном договоре», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Он утверждал, что народный суверен – это коллективное существо, которое не может быть представлено отдельной личностью. Это власть, осуществляемая общей волей большинства. Руссо выступал против концепции разделения властей, предлагал четкое разграничение функций органов государства. Он был противником представительной системы партий («частных объединений»).

Одним из основателей просветительства был Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.). В его основном труде «О духе законов» сделана попытка объяснить происхождение государства, раскрыть природу законов общественного развития и на этой основе выдвинуть проект общественных реформ. Своим идеалом считал конституционную монархию. В разделении властей он видел гарантию безопасности граждан от беззакония.

Бурно развивалась политическая мысль в США в XVIII веке.

Для американских просветителей Томаса Джефферсона (1743–1826 гг.), Томаса Пейна (1737–1809 гг.), Александра Гамильтона (1757–1804 гг.) характерно внимание к проблематике прав человека, проблем федеративного устройства в связи с образованием Соединенных Штатов Америки как федеративного государства. Политические взгляды их сливались с практикой их собственной политической деятельности, обогащались этой практикой и реализовались на ее основе в важных документах становления и развития государства США.

Значительный вклад в развитие политологического знания внесли представители классической немецкой философии – Иммануил Кант (1724–1804 гг.), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831 гг.), Людвиг Фейербах (1804–1872 гг.) и другие.

И. Кант дал общефилософское обоснование правового государства. По мнению Канта, каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей. В трактате «К вечному миру» он разработал проект установления «вечного мира» путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноценных государств,

функционирующих по республиканскому типу. И. Кант признавал равенство всех перед законом. Государственное устройство можно, по его мнению, изменять только конституционным путем.

Учение Гегеля о диалектике позволило понять источник развития общества, всех его правлений. По нему, источник развития общества состоит во внутренних противоречиях. В работе «Философия права» он выдвинул положение: «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» (Гегель. Философия права. – Соч. Т. 7. – М. – Л., 1934. – С. 15.). Гегель считал, что государство развивается из религии и его следует почитать как «некое земнобожественное существо». Он исходит из первичности идеи государства, реальные же государства для него не имеют особого значения. Ученый являлся сторонником наследственной конституционной монархии. У него справедливость, право действительны лишь в государстве, которое соответствуют своей идее.

По мнению Л. Фейербаха, человек – не творение бога, а наиболее совершенная часть вечной природы. Он считал, что свобода человека состоит в его единстве с условиями, в которых проявляется его сущность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: