Ее структура и функции

Во втором вопросе раскрывается сущность политической

системы, ее структура, функции.

В «Большом Российском энциклопедическом словаре» дано следующее определение: «Политическая система общества, система социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Значительную

роль в политическом развитии общества играет церковь» (См.: Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003. – С. 1213).

Чаще всего в отечественной политологической литературе встречается такое определение: «Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осу-

ществляется политическая власть» (19 См.: Тавадов Г.Т. Политология. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – С. 74).

Основные подсистемы политической системы:

Нормативная – правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи;

Функциональная – методы политической деятельности, способы осуществления власти, основа политического режима;

Институциональная – государство, партии, общественные организации и отношения между ними;

Коммуникативная – все формы политического взаимодействия как внутри системы, так и с системами других государств.

Основным институтом политической системы общества является государство, которое в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект осуществления власти. Оно по праву считается ядром политической системы любого общества.

Важна в рамках системы роль политических партий, артикулирующих и агрегирующих интересы различных слоев населения, а также общественно-политических движений, различных лоббистских групп, например, промышленных, банковских и др.

Существенное и все возрастающее влияние на развитие и функционирование современного общества и его политической системы оказывают средства массовой информации. Особое значение имеет церковь, обладающая способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.

В состав политической системы входят и политические отношения, которые представляют собой разновидности общественных отношений. Они отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. Политические отношения в процессе функционирования общества подвижны и динамичны. По существу своему они определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Политические нормы и принципы также являются важным элементом политической системы, которые составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений. Они придают им упорядоченность и направленность на стабильность. Подчеркните, что содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, культурных и исторических особенностей политической системы.

В состав политической системы входят политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий. Они в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь, прежде всего, под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают заметное влияние на их поведение и все политическое развитие.

Сегодня в политической науке наиболее полно разработан вопрос о функциях политической системы. Так, Габриэль Алмонд подчеркивал ее многофункциональность, анализируя функции «ввода» и «вывода» информации. К первым он относил функции политической социализации, мобилизации масс, артикуляции (выражения) и агрегирования (обобщения и интеграции) их инте-

ресов; ко вторым – разработку законодательных норм, их практическое применение и контроль их использованием.

Д. Истон и Дж. Пауэлл полагали, что политическая система обладает такими основными функциями: регуляционной, дистрибутивной (распределительной), экстракционной (мобилизационной) и реактивной.

Функции политической системы:

Политическая социализация – сохранение и поддержание существующей политической системы.

Адаптация – к окружающей среде. Может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки отбора субъектов власти (лидеров, элит).

Экстракционная – мобилизация политической системой ресурсов.

Дистрибутивная – распределение политической системой ресурсов, чтобы обеспечить интеграцию.

Регулирующая – влияние политической системы на общество.

4.3. Типология политических систем.

Типология политических систем позволяет по разным критериям выявить их исторические типы. Она отражает их многообразие. Популярной в западной политологии является типология политических систем, предложенная Г. Алмондом. Эта классификация политических систем опирается на ряд критери-

ев: по политической культуре (выделяются англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частичноиндустриальная, тоталитарная); по партиям (кадровые и массовые); по реагированию на внешнюю среду (открытые и закрытые).

По режиму существуют авторитарные, тоталитарные и демократические политические системы.

Ж. Блондель по формам управления различал:

Либеральные;

Коммунистические или радикально-авторитарные;

Традиционные;

Популистские (в развивающихся странах), используют авторитарные методы управления;

Авторитарно-консервативные, поддерживающие неравенство и ограничение политического участия населения.

По классовому признаку в марксизме:

Рабовладельческая;

Феодальная;

Капиталистическая;

Коммунистическая.

Типологизация политических систем осуществляется рядом политологов исходя из форм государства: республиканские (президентские и парламентские), монархические (конституционные или абсолютные). Политические системы также дифференцируются на федеративные и конфедеративные, унитарные.

Сегодня выделяются (с учетом практики формирования

правительства политическими партиями) многопартийные, двухпартийные и однопартийные политические системы.

В зависимости от степени политических изменений разли-

чают модернизированные и традиционные политические системы. В настоящий период существует большое число других типологий, свидетельствующих о многомерности политической жизни, о возможности ее характеристики с позиций разных критериев. Сегодня каждая политическая система может иметь одновременно разные типологические определения и признаки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: