Некоммерческий Мк – деят-ть, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения пози-ций и отношения целевых аудиторий к определенным организациям и их профессиональной деят-ти.
К неком. организациям относятся учреждения, кот. имеют общественную значимость и полезность (м/н и нац. общ. организации с широким охватом целевых групп общественности – общество Красно-го креста, детские фонды, фонды милосердия, охрана прав, здравоохр-ние, образ-ие, наука, культура и др.).
Создание общественного мнения – управление маркетингом, перенесенное из сферы товаров и услуг на уровень общественно-полезной деятельности.
Деньги в деятельности некоммерческих организаций присутствуют, но не в виде прибыли, а как средство для выполнения задач и их жизнеобеспечения.
Основная задача услуг некоммерческих организаций – пропаганда современных социальных идей.
Основная отличительная особенность – отсутствие цели получения прибыли.
Результатом деятельности некоммерческих организаций является услуга, которая не может предоставляться на коммерческой основе и реализуется на основе «затраты – социальные приоритеты».
Источники финансирования денег:
1) членские взносы, 2) налоговые поступления и льготы,
3) единовременные поступления за участие в мероприятиях и пожертвования,
4) выручка от издательской деятельности.
Деятельность в неком. сфере осуществляют организации с целью достижения социального эффекта.
В н.вр. возрастает потребность населения в реализации различных идей, проектов, интересов. Рынок не м. удовлетворить рассмотренные круг проблем. Их и осуществляют некоммерческие организации в рыночной экономике. Это и является экономической закономерностью.
Некоммерческим организациям присущи следующие характеристики:
1) наличие юридического лица (действуют на основе устава),
2) осн. цель деят-ти – не извлечение прибыли, а цели социал., благотвор., образовательные, охраны здоровья и т.д.)
3) возможная прибыль не м.б. распределена м/у участниками неком. организации. Она полностью реинвестируется в развитие социальной сферы общества и укрепление социальной защиты населения.
Классификация некоммерческих организаций:
1) неком. организации, занятые рын. пр-вом (университеты, колледжи, больницы – деят-ть м. приносить и прибыль, и убытки, но они направлены на реализацию поставленных целей, а не на распределение),
2) неком. организации, обслуживающие коммерческие предприятия (торговые палаты, ассоциации – создаются предпринимателями и служат их интересам),
3) неком. организации, занятые нерын. пр-вом (предоставляют Т. и У. бесплатно или по ценам, кот. не являются эк-ски важными, не получают финансовой выручки – профсоюзы, учреждения культуры).
Процесс обмена в некоммерческом маркетинге.
А (некоммерческая организация)
В Д С
( участник) (общество) (государство и его учреждения)
Участник А получает от В взносы, пожертвования, сотрудн-во, верность идеалам, от С – часть средств от налогов и освобождение от налогов, правовую помощь и т.д., от Д – уважение,пожертвования, признание, доверие и т.д.
В свою очередь участник А предоставляет В информацию, защиту интересов, престиж, помощь и поддержку; С – голоса избирателей, благодарность, помощь в исполнении обязанностей; Д – помощь в решении поставленных задач, информацию, формирование личного образа и т.д.
Формы деятельности некоммерческого маркетинга:
1) политМк – продвижение идей, интересов и мнений в общественном пространстве (борьба с алкоголем, защита окружающей среды, планирование семьи и т.д.). Его цель – искать пути максимального согласия в обществе через компромиссы и стремления к гармонизации противоречивых интересов различных слоев общественности, а также искать пути осознания необходимости выживания общества на основе социального партнерства.
2) эгоМк – системный подход к самореализации личности, когда человек в условиях конкуренции д. определить свое положение в обществе за счет максим. мобилизации энергии и инициативы, природных дарований, приобретенных знаний, личной предприимчивости и акт. жизненной позиции. Это программа реализации личности. Разновидность эгоМк-га –
3) самоМк – программа опред. действий личности с максимально благопр. условиями для реализации главного товара – рабочей силы, т.е. знания умения, таланта, профессионализма.
4) Мк мест – деят-ть для создания, поддержания и изменения отношений и поведения, касающихся отд. мест (Мк жилья, зон хозяйственной застройки, маркетинг инвестиций в земельную собственность, маркетинг мест отдыха).
1. Для того чтобы товар был продан на максимально благоприятных для его владельца условиях, необходим ряд последовательных действий, которые сродни маркетинговой программе реализации товаров:
§ Проведение самооценки
§ Изучение основных инструкций и содержания основных видов работы
§ Точное формулирование цели поиска (оценка предпочтений, ориентация на гос. или частные структуры, желание жить и работать в городе или сельской местности)
§ Изучение реального рынка рабочих мест и оценка его возможностей
§ Подготовка информации о себе и своих возможностях
Различия между коммерческим и некоммерческим маркетингом:
1. Комм. Мк гл. образом связан с Т. и У., а неком. – с организациями, территориями, идеями, личностями.
2. В неком. Мк обмен идет голосованием за лучшее правительство, в комм. – обмен деньгами за Т. и У.
3. В неком. Мк цели наиболее сложные и не м. измеряться финанс. критериями, в коммерч. Мк цели касаются сбыта, прибыли, денег.
4. В неком Мк преим-ва не связаны с выплатами потребителей, в коммерч. – связаны.
5. В неком Мк 2 категории клиентов: потребители и спонсоры, в комм. Мк – только потребители.