В условиях конкуренции расширение сервиса своей продукции – важное средство борьбы за своих покупателей. Сервис - комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией изделий.
Цель сервиса – предложить покупателям товар и оказать помощь в получении большей пользы от товара. Это обусловлено следующими причинами: 1) увеличение конкуренции и насыщение товарного рынка 2) создание сервисных центров 3) увеличение желаний покупателе иметь возможность решать свои проблемы в процессе использования товаров 4) усложнение процесса эксплуатации товаров
Основные функции сервиса: 1. Привлечение покупателей 2. Поддержка и развитие продаж 3. Информирование покупателей
Сервис – система услуг, позволяющая покупателю выбрать для себя оптимальный вариант потребления технологически сложного изделия и экономически выгодно эксплуатировать его в течение определенного срока. Необходимость сервиса вытекает из стремления производителя сформировать стабильный рынок. Высококачественный сервис расширяет спрос, способствует коммерческому успеху предприятия, увеличивает его престиж.
Основные задачи сервиса:
1. Консультирование потенциальных покупателей перед приобретением изделия
2. Подготовка персонала к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации
3. Передача необходимых технических документов
4. Предпродажная подготовка изделия во избежание возможности отказа работы изделия
5. Доставка
6. Приведение изделия в рабочее состояние, установка
7. Обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации
8. Оперативная поставка запасных частей
9. Сбор информации об эксплуатации техники, замечания
10. Сбор и систематизация информации о сервисе конкурентов
11. Помощь службе маркетинга в анализе и оценке рынка
12. Формирование поставщиков клиентуры по принципу: «вы покупаете наш товар и используете, а мы делаем все остальное»
Предпродажный сервис связан с подготовкой товаров для предоставления покупателей, он бесплатен.
Состоит из 5 основных элементов: 1) проверка,
2) укомплектование необходимой технической документацией, инструкциями
3) расконсервация и проверка перед продажей
4) демонстрация
5) консервация и передача потребителю
Послепродажный сервис бывает гарантийный и послегарантийный.
Сервис в гарантийный период охватывает принятые на гарантийный период все виды ответственности в соответствие договору и политики конкурентов. Он включает
1) Расконсервацию при потреблении
2) Монтаж
3) Настройка и проверка
4) Обучение правильной эксплуатации
5) Обучение специалистов по поддержанию сервиса
6) Наблюдение за изделием в эксплуатации
7) Осуществление технического обслуживания
8) Ремонт
9) Поставка запчастей
Послегарантийный сервис:
1) Наблюдение за изделием в эксплуатации
2) Обеспечение поставки запчастей
3) Осуществление ремонта
4) Оказание другой необходимой помощи
Осуществляется за плату, размер которой определяется размером договора.
Преимущества фирменного сервиса:
1. Возможность увеличения уровня работ по техобслуживанию и ремонту
2. Осуществление поступления информации, отслеживание качества изделий по всему жизненному циклу
3. Оказание комплекса услуг по консультированию и эксплуатации
По содержанию работ сервис делится на жесткий сервис (услуги, связанные с поддержанием работоспособности) и мелкий сервис (включает весь комплекс интеллектуальных услуг).
Система обслуживания создает имидж предприятия, устанавливает тесные связи с клиентами, формирует спрос.
Эффективное функционирование сервисной службы - предмет заботы всех фирм. При организации сервиса организации необходимо решить ряд вопросов: - какие услуги включить в сервис?
- какой уровень сервиса?
- в какой форме организовать сервис?
8 правил организации сервиса:
1. Стратегия – для каждого сегмента нужно выяснить какой уровень сервиса покупатель хочет и считает отличным. Это уровень должен быть описан услугодателем в небольшом тексте (не более 100 слов)
2. Связь с покупателем – рекламные или нерекламные статьи, распространения гарантий. Реклама сервиса должна создавать его образ
3. Ясность требований к персоналу – должны быть разработаны стандарты обслуживания
4. Четкая система снабжения – система поставки запчастей и правила вызова сотрудников сервисной службы
5. Обучение персонала сервисной службы – стандарты должны быть доведены до всех сотрудников сервисной службы
6. Цель – отсутствие дефектов в обслуживании
7. Зеркало – «наш клиент – единственный, кто способен объективно оценить качество сервиса». Поэтому необходимо систематически опрашивать клиентов, довольны ли они сервисом
8. Творчество. Сервис строится по принципу: дать клиенту как можно больше, т.к. сам товар - это лишь начало общения с клиентом. Полное удовлетворение клиент испытывает только в результате хорошего сервиса