Коэф.об.К апитала = Выр. / Капитал орг-и
Коэф.об. кредитной задолжности = Выр. / Кред.зад-ть
Коэф.об. дебиторской задолжности = Выр. / Деб.зад-ть
Коэф.об. заёмных средств = Выр. / Заёмн.ср-ва.
В предпринимательской деятельности под " риском " принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
Цель раздела «оценки рисков» заключается в том, чтобы оценить наиболее вероятные риски, которые могут возникнуть в ходе реализации инвестиционного проекта и разработать мероприятия по их предупреждению.
Важность этого раздела состоит в том, что риски либо завышают ст-ть инвестиционного проекта и снижают его эффективность, либо приводят к отказу от его инвестирования.
Виды рисков:
1.- политические риски (к ним относят: нестабильность экон.законодательства и текущ.эк. ситуации,а также условий инвестирования и использования П;колебание валютных курсов;внешнеэкон. риск(введение квот на торговлю,эмбарго); неопредел. полит. ситуации;риск неблагоприятных соц-полит.изменений в стране),
2.- инвестиционные риски(неблагоприятные изменения инвестиционного климата в период реализ. инвест. проекта; отказ иностранного инвестора от инвест-й; недостижение запланированных показателей эфф.и.проекта),
3.- инфляционные (снижение показателей эфф.проекта в результате большого роста инфляции),
4.- производственные(поломка оборудования и трансп.ср-в; задержка в получении необходимого сырья и материалов; производственный брак; аварии на производстве; невыполнение графика внедрения нового продукта),
5.- организационно-коммерческие риски (неполнота или неточность информации о динамики технеко-эк.показателей орг-ии,о параметрах новой техники и технологий; колебание валютных курсов,цен,рыночной коньюктуры; неполнота или неточность инфо о финн.положении и деловой репутации партнеров; снижение цен конкурентов; сниж рыночного спроса; трудность в получении банковских кредитов;невыполнения планов по реализации продукции).
Для прогнозирования рисков целесообразно использовать экспертный метод. В качестве экспертов могут выступать специалисты самой организации, либо привлекаемые. Эти спец-ты оценивают уровень (степень) риска и вероятность его наступления. Мероприятия по предупреждению риска:
| Вид риска | Метод страхования |
| 1.Производственные риски: - поломка оборудования и тр.ср-в | 1.планово-предупреждающий ремонт 2.наличие резервного оборудования |
| - производственный брак | совершенствование системы управления качеством продукции |
| - аварии,пожары,кражи на пр-ве | застраховать имущество в страх.компании |
| 2.Организ-коммерч.риски: - снижение цен конкурентами | изыскивание резервов снижения с/с |
| - падение рыночного спроса | активизация рекламы,мер по стимулированию сбыта |
| 3.Политические: - неблагопритное изменение эк-го законодательства | обращение за консультацией к высокопрофессиональным аудиторам, по использованию различных льгот в н/о |
С целью выявления и снижения риска проводится анализ чувствительности проекта в отношении его параметров и внешних факторов. При этом проводится многофакторный анализ чувствительности проекта к изменениям входных показателей.
Анализ чувствительности проводится в форме след.таблицы:
| Наименование показателей | Критическое значение изменения параметра | Значение показателей эффективности проекта |
| 1. Базовый случай 1.1 принятая ставка дисконтирования | 20% | |
| 1.2 динамический срок окупаемости | 5 лет | |
| 1.3 Чистый дисконтируемый доход | 200 т.руб | |
| 1.4 Внутренняя норма доходности | 25% | |
| 2. Увеличение объёма инвестиционных затрат 2.1 дин.срок.окупаемости проекта | с 10 % и ниже "___" | |
| 2.2 ЧДД | "___" | |
| 2.3 ВНД | "___" | |
| 3. Снижение объема реализации 3.1-3.3 -//- | с 5 % и ниже | |
| 4. Рост издержек на реализацию продукции 4.1-4.3 -//- | 5% |
Под критических значением понимается значение изменения исходного анализируемого параметра(увел.V инвестиц-х затрат, сниж.V реализации, рост издержек на реал.продукции.), при котором срок окупаемости проекта выходит за горизонт расчета, ЧДД принимает отрицательное значение и ВНД принимает значение ниже ставки дисконта. Если такое происходит, то представленный проект очень чувствителен к изменениям факторов внешней и внутренней среды, поэтому для обеспечения запаса прочности проекта необходимо разработать мероприятия по увеличению V реализации продукции и снижению издержек пр-ва и реалии-и, и пересчитать весь б/пл.
Методы управления рисками:
1. методы уклонения от рисков
2. методы локализации рисков
3. методы диверсификации рисков
4. методы компенсации рисков
При выборе конкретного метода управления рисками риск-менеджер должен исходить из следующих принципов:
· нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
· нельзя рисковать многим ради малого;
· следует предугадывать последствия риска.
Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике, ими пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка. Методы уклонения от риска подразделяются на:
· отказ от ненадежных партнеров, т.е. стремление работать только с надежными, проверенными партнерами, не расширение круга партнеров; отказ от участия в проектах, связанных с необходимостью расширить круг партнеров, отказ от инвестиционных и инновационных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает сомнения;
· отказ от рискованных проектов, т.е. отказ от инновационных и иных проектов, реализуемость или эффективность, которых вызывает сомнение;
· страхование рисков, основной прием снижения риска, страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, но и повышает ответственность лиц, принимающих решения, принуждая их серьезнее относится к разработке и принятию решений, регулярно проводить защитные мероприятия в соответствии со страховыми контрактами. Правда, трудно использовать механизм страхования при освоении новой продукции или новых технологий, так как страховые компании не располагают в таких случаях достаточными данными для проведения расчетов;
· поиск гарантов, т.о. при поиске гарантов, как и при страховании, целью является перенос риска на какое-либо третье лицо. Функции гаранта могут выполнять различные субъекты (различные фонды, государственные органы, предприятия) при этом необходимо соблюдать принцип равной взаимной полезности, т.е. желаемого гаранта можно заинтересовать уникальной услугой, совместной реализацией проекта;
· увольнение некомпетентных работников.
Методы локализации рисков используются в редких случаях, когда удается довольно четко идентифицировать риски и источники их возникновения. Выделив экономически наиболее опасные этапы или участки деятельности в обособленные структурные подразделения, можно сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска. К таким методам локализации относятся:
· создание венчурных предприятий предполагает создание небольшого дочернего предприятия как самостоятельного юридического лица для высокотехнологических (рискованных) проектов. Рискованная часть проекта локализуется в дочернем предприятии, при этом сохраняется возможность использования научного и технического потенциала материнской компании;
· создание специальных структурных подразделений (с обособленным балансом) для выполнения рискованных проектов;
· заключение договоров о совместной деятельности для реализации рискованных проектов.
Методы диверсификации рисков заключаются в распределении общего риска и подразделяются на:
· распределение ответственности между участниками проекта необходимо при распределении работ между участниками проекта четко разграничить сферы деятельности и ответственность каждого участника, а так же условия перехода работ и ответственности от одного участника к другому и юридически это закрепить в договорах. Не должно быть этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью;
· диверсификация видов деятельности и зон хозяйствования это увеличение числа применяемых технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или оказываемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия различных регионов;
· диверсификация сбыта и поставок, т.е. работа одновременно на нескольких рынках, когда убытки на одном рынке, могут быть компенсированы успехами на других рынках, распределение поставок между многими потребителями, стремясь к равномерному распределению долей каждого контрагента. Так же мы можем диверсифицировать закупку сырья и материалов, что предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его "окружения". При нарушении поставок по разным причинам предприятие безболезненно сможет переключится на работу с другим поставщиком аналогичного продукта;
· диверсификация инвестиций это предпочтение реализации нескольких относительно небольших по вложениям проектов, чем реализация одного крупного инвестиционного проекта, требующего задействовать все ресурсы и резервы предприятия, не оставляя возможностей для маневра.
· распределение риска во времени (по этапам работы), т.е. необходимо распределять и фиксировать риск во времени при реализации проекта. Это улучшает наблюдаемость и контролируемость этапов проекта и позволяет при необходимости сравнительно легко их корректировать.
Методы компенсации рисков связаны с созданием механизмов предупреждения опасности. Методы компенсация рисков более трудоемки и требуют обширной предварительной аналитической работы для их эффективного применения:
· стратегическое планирование деятельности как метод компенсация риска дает положительный эффект, если разработка стратегии охватывает все сферы деятельности предприятия. Этапы работы по стратегическому планированию могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест при реализации проектов, заранее идентифицировать источники рисков и разработать компенсирующие мероприятия, план использования резервов;
· прогнозирование внешней обстановки, т.е. периодическая разработка сценариев развития и оценки будущего состояния среды хозяйствования для участников проекта, прогнозирование поведения партнеров и действий конкурентов общеэкономическое прогнозирование;
· мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды предполагает отслеживание текущей информации о соответствующих процессах. Необходимо широкое использование информатизации - приобретение и постоянное обновление систем нормативно-справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, привлечение консультантов. Полученные данные позволят уловить тенденции развития взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, дадут время для подготовки к нормативным новшествам, предоставят возможность принять соответствующие меры для компенсации потерь от новых правил хозяйственной деятельности и скорректировать оперативные и стратегические планы;
· создание системы резервов этот метод близок к страхованию, но сосредоточенному внутри предприятия. На предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов, комплектующих, резервные фонды денежных средств, разрабатываются планы их использования в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности. Актуальным является выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами с организацией их оптимальной структуры и достаточной ликвидности вложенных средств.
· обучение персонала и его инструктирование.
61. Сущность, виды, задачи создания и эффективность функционирования логистических систем.
Логистическая система – это сложная организационно-завершенная экономическая система состоящая из элементов(звеньев) взаимосвязанных в едином процессе управления товародвижением.
В кач-ве элементов ЛС выступают пред-тия, орг-ции, учреждения или подразделения и отделы. Св-ва ЛС: целостность и членимость; наличие связей; наличие определенной организации; наличие интегративных кач-в(кач-в присущих сис-ме, но не свойственных отдельным элементам). ЛС хар-зуется: составом и структурой, функциями, задачами, эффективностью функционирования, кач-вом управления, особенностями стратегии.
Виды ЛС: 1. макрологистическая - сложные сис-мы управления товародвижением, создаваемые на уровне отдельных регионов, стран или мирового сообщества. В кач-ве элементов системы выступают пред-тия промышленности, торговли, транспортные орг-ции, посреднические организации, фин.учреждения, складские пред-тия, финансовые учреждения, аналитические и консультационные центры. Задачи создания: развитие межотраслевых связей; координация товародвижения в регионе; составление прогнозов развития товаропроводящей сети; орг-ция эффективного транспортного обслуживания; развитие посреднических функций; повышение кач-ва оказываемых услуг; формирование склада общего пользования; создание торгово-транспортных систем регулирующих экспортно-импортную деятельность. 2. микрологистическая - класс сис-м, относимый к определенной организации бизнеса и предназначенный для оптимизации матер-х, информ-х и финансовых потоков в процессе снабжения пр-ва и сбыта на уровне отдельного субъекта хозяйствования. Включает в себя 3 подсис-мы: закупка(снабжение); управление производством и планирование(пр-во); сбыт. Элементы сис-мы: подразделения, службы и функциональные отделы пред-тия. Задачи создания: ускорение оборачиваемости оборотных средств; эффективное использование ресурсов; сокращение длительности производственного цикла; оптимизация запасов; рационализация транспортных и складских процессов.
Эффективность логистической системы — показатель (или система показателей), характеризующий уровень качества функционирования логистической системы при заданном уровне общих логистических затрат. С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном логистической цепи, эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслуживания его заказа. Оценка эффективности функционирования логистической системы включает рассмотрение следующих вопросов: сравнение положения предприятия с точки зрения логистических затрат с положением его ближайших конкурентов, осуществляемое последовательно в цепи поставок, начиная с закупки сырья и материалов и заканчивая конечным потребителем; рациональное использование материальных ресурсов; решение задачи: производить или покупать; выбор стратегии «выталкивания» или «вытягивания» товара от производителя; размещение производственных подразделений фирмы в определенной территориальной зоне; создание сезонных запасов продукции в производстве и сбыте; выбор структуры каналов распределения и др.
Оценка эффективности функционирования логистических систем осущ по следующим направлениям:
1.- эфф. системы в целом;
2.- эфф. функционирование отдельных звеньев системы;
3.- эфф. системы с точки зрения покупателей.
В соответствии с первым направлением оц.эфф. логистических систем осуществляется по след.показателям; ур.затрат на логистику,т.е затраты на осущ.логистических операций на единицу продукции; длительность логистического цикла; оборачиваемость оборотного капитала; произв-ть системы опред.количеством обрабатываемых заказов в ед.времени,или кол-во отправок в ед.вр.; средний уровень запасов в системе; ур.риска связанный с выполнением логистических функций.
Эфф.функционирования отдельных звеньев системы хар-ся результатом деятельности с степенью использования различных ресурсов по стадиям товародвидения(сторонам логистич-го процесса). К конкретным показателям относятся следующие: (в сф. закупок) динамика и структура закупок;ритмичность закупок;уровень запасов;уровень затрат на осущ.закупочной деятельности.; (в сф. пр-ва)ур.простоев оборудования;степень использование производственных мощностей; затраты на пр-во; ур.качества продукции.; (в сф.распределения) дна и стр-ра продаж; ритмичность поставок; ур.сбытовых затрат; ср.запас в сф.распределения;R продаж.; (в сф.складирования) ур.издержек хранения4ст-ть грузопереработки; показатели использования складов,; (в сф.трансп-ки) грузооборот; ур.транс-х расходов; расходы на отправку одной партии; степень выполнения графика доставки грузов;показатель испол-я трансп-х срудств.
Эфф.функционирования логистической ситемы с точки зрения покупателй определяется качеством логистичекого обслуживания. К основным показателям относятся след.: цена логистического обслуживания; скорость выполнения заказа; надежность и точность; ур.сервиса; степень удовлетворения спроса;возможность изменения параметров поставки.
Общий критерий эффективности ЛС может быть выражен формулой:
Элс = f(РПопт. - Пф *Кф *Рi) (i = 0…1) где,
Элс - эффективность ЛС
РПопт. - оптимальный ресурсный потенциал
Пф - фактически произведенная продукция
Кф - фактический уровень качества
Рi - вероятность полученного i-го результата (от 0 до1)
Эволюция логистических систем за рубежом доказывает, что они становятся одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе не только для отдельных организаций, но и страны в целом. В Республике Беларусь сложилась несколько иная ситуация. В силу объективных причин исторического, политического, экономического характера имеет место определенное технологическое отставание в области логистики.
Это происходит из-за специфичности развития самих логистических систем, обусловленных целым рядом причин:
· необходимы достаточно прочные связи между производителями, поставщиками и потребителями, которые должны быть объединены в одну систему;
· создание логистических систем требует капитальных вложений и подчас достаточно значительных;
· темпы развития производственной, технической и технологической базы логистики в разных отраслях экономики в последние годы очень высоки и требуют практически постоянного внесения улучшений или внедрения новых продуктов, что требует значительных единовременных затрат;
· постоянное совершенствование технологий предполагает интенсивную подготовку кадров по специальности «логистика», переподготовку и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.
Для преодоления указанного отставания возникла необходимость в разработке программы развития логистической системы страны, в которой наибольшее внимание будет уделено управленческому, экономическому и финансовому аспектам. Немаловажным аспектом развития логистической системы является размещение элементов логистической цепи, то есть построение территориальной структуры, наполненной соответствующими объектами и коммуникациями.
Для достижения цели формирования стройной структуры логистической системы на территории страны логистические объекты необходимо дифференцировать по уровню обслуживания товаропотоков и работы транспортных систем.
Предполагается, что основными логистическими объектами системы станут различные логистические центры. Создание логистических центров предполагается осуществлять с использованием двух основных подходов:
· создание логистического центра «с нуля» – с поиском (приобретением) на рынке земельного участка и дальнейшим строительством комплекса;
· модернизация (переоборудование) существующей промышленной или складской недвижимости в современные логистические центры.
Логистическая система Республики Беларусь включает совокупность логистических центров. В зависимости от отраслевой направленности будут формироваться транспортно-логистические(юридическое лицо, осуществляющее комплекс транспортно-экспедиционных услуг при перевозке грузов, а также логистических услуг участникам транспортной деятельности) и оптово-логистические (торговые)(юридическое лицо по поставке и обработке оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства, имеющее склады для хранения и переработки мелких и крупных партий товаров общего назначения, склады с особым температурным режимом, а также площадки для приема, переработки и хранения грузов и контейнеров и оказывающее услуги по использованию имеющихся складских помещений и оборудования, оптимизации товаропотоков, в том числе транспортно-экспедиционные и логистические услуги;) и многофункциональные логистические(комплекс объектов, созданных инвестором при содействии Правительства Республики Беларусь для использования в рамках товаропроводящей сети в целях планирования и управления продвижением товаров (в том числе белорусского производства) в процессе их реализации в стране назначения, а также для управления товарными, сервисными и информационными потоками, включающий площади, предназначенные для соответствующих целей;) центры.
Основная часть функционирующих на территории Республики Беларусь складов по степени оснащенности и техническому состоянию может быть отнесена к складам класса «С»(склады класса «С» – капитальные производственные помещения или утепленные ангары. Высота потолков – от 3,5 до 8 метров. Они должны иметь асфальтовый пол или бетонное покрытие) и «D»(склады класса «D» – подвальные помещения, неотапливаемые производственные помещения или ангары). Имеющиеся склады используются организациями оптовой торговли недостаточно эффективно, средний коэффициент использования емкости складов составляет 0,52 (например, в США этот показатель – 0,92–0,95). Уровень механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ достаточно высок и составляет 95,2 процента. Однако для механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ используются машины и механизмы с высокой степенью износа.
Анализ состояния складской инфраструктуры оптовой торговли показывает, что ее техническое состояние и изношенность материальной базы не способствуют использованию современных технологий товародвижения. Так, только 1/10 складских помещений, расположенных в г. Минске и Минском районе, – отремонтированные или новые склады, относительно соответствующие требованиям к современной складской инфраструктуре. В последние годы некоторыми организациями вневедомственной подчиненности были построены небольшие современные склады (в среднем 2–3 тыс. кв. метров) для собственных нужд – «Coca-Cola», «McDonalds», «Vitalur», «Euroopt», «Prostor'e». Из современных складов, где предлагаются в аренду складские площади, можно отметить лишь реконструированные склады компании «Hartia» (12 тыс. кв. метров) и вновь построенные компанией «JVDominik» склады площадью 2,7 тыс. кв. метров.
Тем не менее в Республике Беларусь пока не получили достаточного развития современные складские комплексы класса «А»(Склады класса «А» обладают территорией, достаточной для отстоя и маневрирования большегрузных автопоездов, и располагаются на основных магистралях, обеспечивающих хороший подъезд) и «В»(склады класса «В» – капитальные здания одно- или многоэтажные, оснащенные необходимыми коммуникациями и оборудованием. Высота потолков – от 4,5 до 8 метров. Склады этого класса имеют асфальтовое или бетонное покрытие, пожарную сигнализацию и гидрантную систему пожаротушения, пандус для разгрузки автотранспорта, офисные помещения при складе, телефонные линии. Склады класса «В» располагаются на охраняемой территории), работающие по логистическим технологиям товародвижения. Организации оптовой торговли не имеют своевременного технологического и программного обеспечения, ориентированного на потребителя.
Основным направлением повышения уровня технического оснащения складской инфраструктуры является реконструкция складов, для чего потребуются значительные инвестиции. Поэтому модернизация складов должна осуществляться поэтапно с привлечением собственных средств организаций, кредитов банков и средств инвесторов (в том числе иностранных).
Оптово-логистические центры предполагается формировать по территориальному принципу с возможностью их специализации по видам товаров и грузопотоков. Предполагается создание двух типов таких оптовых структур – республиканские и региональные.
Реализация стратегии формирования оптово-логистической сети в Республике Беларусь предполагает также развитие действующих оптовых организаций путем модернизации их материальной базы на основе реконструкции зданий и сооружений, модернизации технологического оборудования, повышения уровня механизации складских операций, внедрения современных информационных технологий и принципов логистики в области управления товарными потоками, расширения перечня оказываемых оптовыми организациями логистических услуг, востребованных на внутреннем и внешнем рынках республики.
Общее управление логистической системой Республики Беларусь осуществляет создаваемая Правительством Республики Беларусь межведомственная комиссия для координации работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.






