Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм. Основные направления логистического менеджмента в сфере распределения товаров

Логистика в разные периоды трактовалась по-разному как: 1) процесс материально-технического снабжения и сбыта; 2) наука рацион. организации пр-ва и распределения; 3) пр-с перемещения товаров; 4) пр-с планирования затрат на товародвижение. Т.о ., логистика - комплексное управление материальн., информационн., и финансовыми потоками в процессе доведения тов. от их производителя до конечного потребителя с использованием наиб. рациональных сп-ов и приемов.

Факторы развития логистики: 1) переход от рынка продавца к рынку покупателя; 2) технический прогресс 3) реформирование отношений с партенрами; 4) необходимость адаптации в условиях неопределенной внешней среды; 5) унификация правил и процедур веденеия внешн. торговли.

Основная цель использования логистического подхода в практике управления: обеспечение нужного товара, нужного качества в нужном месте в нужное время для нужного потребителя с оптимальными затратами.

Задачи логистического менеджмента: 1) обоснование предложения в сфере управления способствующих эффектив. работе предприятия и получению им конкурентных преимуществ. 2) создание системы регулирования материальн., информац., финанс. потоков 3) обеспечение технологии перемещения товаров 4) рационализация складирования товаров 5) оптимизация пр-са управления запасами 6) совершенствование учета и контроля за прохождением товаров, информации и финансов.

Принципы логистического менеджмента: системность, комплексность, конкретность, научность, вариантность, эффективность, гибкость и надежность.

Объект логистики управления – материальный (товарный), информационный и финансовый поток.

Материальный поток – сырье, материалы, полуфабрикаты, гот продукция и др. тов- материальн ценности, рассматриваемые применительно к определенному временному интервалу и определнной логистической функции - совокупность действий, связанных с управлением товародвижен. на разных стадиях (складирование, транспортировка, закупка, продажа). Материал. поток измеряется в натур. ед. за рассматрив. период времени (шт за мес., кг за неделю). Он характеризуется след. параметрами: ассортимент, количество товара, технич, эксплуатац., и др. характеристики, упаковка, условия и параметры транспортировки, условия сделок купли-продажи.

Виды материал потоков: по отношению к субъекту хозяйствования(входные и выходные, внутренние и внешние), по ассортименту (одноассортиментные и многоассортиментные),по степени изменчивости (стационарные и изменяющиеся).

Информационный поток – совокупность циркулирующая в системе, а так же между систем. И внеш. средой сообщений неоходим. для управления и контроля за пр-ом товародвижения. Он измеряется количеством информации, обрабатываем. или передаваем. за определен. время. Виды инф потоков: по отношению к субъекту хозяйствования (входные и выходные, внешние и внутренние, горизонтальные и вертикальные), по времени возникновения (регулярные, периодические, оперативные), по назначению (директивные, нормативно-справочные, аналитические,учетные), по отношению к материал потоку (опережающий во встречном направлении (заявка), опереж в прямом направлении, слежующий дновременно с матриальным (сертификаты),движущ вслед за материальным (ТТН, упаковочн листы), движущ вслед за материальным во встречном направлении (рекомендации)).

Финансовый поток- направление движения фин средств, обусл-е материальными или информационными потоками. Виды:по отношению к субъекту хоз-я (вход и выход, внешн и внутрен), по назначению (обусловл пр-ом закупки, возник. в процессе продажи, связан-е с формирован. затрат а пр-ве и обращении, инвестиций), от форм расчета (денежные, информационно-финасновый)

В зависимости от совокупных действий по преобразованию матер или нформацио потоков на разных стадиях товародвижения возникают различные сферы логистики: закупочная (оптимизация закупок), производственная, распределительная, складская, транспортная, запасов, информационная, сервисная и финансовая.

Распределительная логистика это комплекс функций по оптимизации процесса доведения ГП от производителя до потребителя. Реализуется путем: коммерческого, канального и физ.распределения товаров.

Коммерческое распр.охватывает функции планирования, анализа и регулирования сбыта. Канальное распр.-это распределение товаров между отдельными участками процесса товародвижения,а также обоснование функциональных особенностей отдельных посредников и общей схемы товародвижения. Физич.распр. – перемещение тов-в во времени и простаранстве, в том числе организация сопутствующих работ и операций.

Преимущество распределительной логистики: сниж.издержек в сф.сбыта; рост результативности сбыта(рост Vпродаж); рост конкур-ти субъектов хозяйствования; рост качества обслуживания покупателей; рост товародвижения в регионе.

Сбытовая система (СС) –это совокупность суб-в сбытовой деятельности с определенными функциями, полномочиями и определенной взаимосвязью. Система сбыта характеризуется формами, способами и особенностями организации сбыта. Формы: собственная СС промыш.предприятия; связанная СС (предполагает осущ.сбыт.функций самостоятельными в эконом. и прававом отношении посредниками); независимая СС (предролагает осущ.сбыт.функций полностью независимыми посредниками). Способы: прямой(прямые контакты продавца и покупателя) и косвенный сбыт(через посредников). Виды СС: традиционная верт-я СС; горизонтальная(объединяет несколь-х производителей товаров); комбинированная. Вертикальная СС имеет разновидности: корпоративная сист.(предполагает наличие единой организационной структуры управления, производством и сбытом); договорная(хар-ся координацией совместных действий на основе договорных отношений); контролирующая(упр.совместной деятельностью на основе административного влияние одного субъекта на других).

Осн.элементом СС явл канал товародвижения – это совокупность субъектов осущ. доведение тов-в от произв-ля до конечного потребителя. По числу ур.бывают нулевые,одно-,двух- и многоуровневые.По вр.действия: разового,периодического и постоянного функционирования.По виду участников товародвиж-я: внутренние и внешнии(суб.разных отраслей и видов деятельности). Обоснование СС и каналов распределения опред. факторами рынка,товара и предприятия.

Для выбора наиболее приемлемого канала используются след.методы:

1.- анализ величины приведенных затрат на создание и функционирование канала распределения. величина приведенных затрат:

Зпр=Зт + Е * И - > min, где Зт-тек.затраты связанные с функционированием канала распр.; И-V инвестиций в создание канала распр.; Е-клэф.сравнительной эк-й эфф-ти,кот Е = 1 / Ток, Ток-срок окупаемости инвестиций.

2.- анализ совокупного результата функционирования канала распр-я.

Рсов = Р1р1 + Р2р2 - > max,гда Р1,Р2-результаты функционирования канала распределения при благоприятной и неблаг.рыночной ситуации,соответственно;р1,р2- вероятность наступления благоприятн и неблагопр рыночн ситуации.

3.- балльная оценка критериев выбора отдельных посредников

n

Dj = ∑ai * Бij - > max, где Бij – балльная оценка j-го посредника по i-му критерию;

i=1 n-число оставшихся критериев; аi коэф.значимости i-го критерия выбора посредника.

Управление транспортировок на уровне предприятия предполагает:

1. Обоснование кол-ва тр.средств необходимых для перевозки грузов;

Кол-во тр.ср-в можно определить по формуле:

N = Qгр / Q; Q = q * Kq * no; no = T / to; to = lобщ / Vт + tn-p, где Qгр – заказанный объем перевозки грузов; Q- кол-во грузов перев-х 1авто; q- грузоподъёмность авто; Kq- коэф.исполнения гр/подъёмности; no –число оборотов авто на маршруте; T- общ.вр.работы авто; lобщ – общ.пробег авто; Vт – техническая скорость авто; tn-p – вр.выполнения погрузочно-разгрузочных работ.; to – вр.одного оборота.

2. Обоснование маршрута доставки груза;

Маршрут- путь следования тр.ср-ва между грузовыми пунктами. Выделяют кольцевой (следование тр.ср-ва по замкнутому контуру, соединяющему несколь пунктов) и маятниковый(неоднократное движение тр.ср-ва между 2мя грузовыми пунктами) маршруты. Кольцевой имеет след.разновидности: сборные(постепенная загрузка тов-в в тр.ср-во в каждом пункте),разводный(постепенная разгрузка тов-в в тр.ср-во в каждом пункте) и смешанные маршруты. А маятниковый: с обратно порожним пробегом, с обратным груженым пробегом, с обратным частично-груженным пробегом. Процесс обоснование оптимального маршрута называется маршрутизацией перевозок. Она позволяет обеспечить наиболее эфф.использо-е транспортных ср-в, сократить вр.доставки грузов, обеспечить эфф.исп-е тр.коммуникаций, устранить нерациональные перевозки.

3. Анализ технико-экономич-х показателей использования тр.ср-в с целью выявления резервов повышения эф-ти транспортировки.

Осуществляется с целью организации транспортного процесса,контроля перевозок,определения факторов способствующих их рационализации. Совокупность техн-эк. показателей хар-т кол-во и качество выпол-й транспортной работы.

Оптимизация транспортировки на макроуровне происходит по следующим направлениям:

1.- совершенствование моделей транспортировки; Модель тр-ки – это кол-во и способ взаимодействия участников тр-го процесса.

2.- увеличение эффективности взаимодействия видов транспорта, кот обеспечивается за счет единства транс-ой системы в технической, технологической, информационно-прававой и экономической сферах.;

3.- развитие и координация тр-х связей на основе создания международных тр-х коридоров;

4.- рост контейнерных и пакетных перевозок, кот обеспечивают снижение трудоёмкости, сохранность грузов, сокращение простоев от погрузки-разгрузки, и оптимизация хранения грузов.

Сущность логистики складирования состоит в оптимизации процессов поступления товаров на склад, перемещение по складу и отпуска со склада.

Задачи: снижение стоимости грузопереработки на складе; повышение эфф-ти использования складских площадей и оборудования; проектирование оптимальных систем складирования; улучшение качества обслуживания потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: