Когда в цене важно учесть кач-ые параметры прод-ии, прибег-т к параметрич-м м-дам Ц/о.
Основу параметр-х м-дов Ц/о сос-ют формализ-ые колич-ые завис-ти м/ду ценами и осн-ми потребит-ми св-ми прод-ии, входящей в параметр-ий ряд.
Параметрич-ий ряд — это сов-сть прод-ии, к-я однородна по конструк-и и технол-и изготов-ия, имеет одинак-е или близкое функц-ое назначение и различ-ся м/у собой кол-ым ур-нем осн-го потребит-го св-ва.
Усл-ия примен-ия параметр-их м-дов Ц/о
• шир-й ассорт-т однотипной прод-ии, отлич-ся одним или неск-ми кач-ми параметрами;
• завис-сть покупат-го спроса от ур-ня кач-ва прод-ции, отражаемого кол-ным значением параметров;
• возм-ть сравнений цен и параметров покуп-ми.
Сфера примен-ия параметр-ких м-дов Ц/о
1. Опред-ие затрат и проектов цен на ранних стадиях проектир-ия и конструир-ия нов. прод-ии, когда инф-ция о затратах по нов. изделию почти отсут-ет или недостаточна, а известны лишь осн-ые параметры буд-го изд-ия.
2. Опред-ие соот-ия ур-ня цены нов. изд-ия, исчисл-го на базе изд-ек пр-ва, сложивш-ся рын-м ценам, отраж-м кач-ые различия м/ду изд-ми.
|
|
3. Прогноз-ие затрат и цен.
Преим-тво данных м-дов по срав-ию с м-дами затр-го Ц/о состоит, в том, что получ-я на основе таких иссл-ий цена в большей мере отраж-т складыв-ся на р-ке усл-ия форм-ия цен, чем калькуляция.
М-д уд-ных пок-лей
Исп-ся для опред-ия и анализа цен небольших групп прод-ии, хар-ейся наличием одного осн-го параметра, величина к-го в значит-ой степени опред-ет общ. ур-нь цены изделия.
Этапы расчета цены
1. Рассчит-ся уд-ая цена как частное от деления цены баз-го Т (Т — аналога) (Цбаз.) на кол-ую оценку осн-го кач-го параметра баз-го Т (Qбаз):
Цудельная = Цбаз* Qбаз
2. Рассчит-ся цена нов. Т:
Цновая = Цудельная *Qнов.
Рассмотренная модель м-да уд-го Ц/о м. б. применена только в случае явного доминир-ия значения одного параметра над остальными и неизмен-ти остал-ых парам-ов (либо их равен-ве для сравнив-ых изделий), т.е. при продажах Т, имеющих несложную конструкцию.
Несовер-во дан-го м-да закл-ся в том, что он не учит-ет др. потребит-кие св-ва изд-ия, игнорирует поведен-ие реакции покуп-лей, спрос и предл-ие.
В практике продажи сложных изд-ий и услуг след-ет учит-ть, что их оценка их кач-ва предст-т собой комплек-ую хар-ку, отраж-ую значения целого ряда потребит-их св-в. При измен-и не только осн-го, но и второстеп-ых св-в рекоменд-ся модифиц-ать формулу, рассмотренную выше:
Ц новая = Ц удельная * Q нов. + D (С),
где D(С) — доплаты (скидки), отраж-ие измен-ие др. потребит-их св-в нов. изд-ия.
Факт-ки обе рассмот-ые выше формулы отраж-т не предпоч-ия покуп-лей, а только измен-е кач-ых параметров.