| Термин | Значение термина |
| Абсолют | – понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову и первоначало всего сущего, полноту бытия и совершенство. |
| Абстракция | – результат процесса абстрагирования, то есть отвлечения от каких-либо свойств и связей объекта с целью выделения таких свойств, которые существенны для решения практических и теоретических задач. В науке абстракции оформляются в понятия. Абстракция – необходимая ступень в познании сущности вещей и явлений. |
| Абсурд | – 1) в математике и логике – расхождение рассуждений (действий) с выводами; 2) в философии экзистенциализма – характеристика человеческого существования в условиях смыслоутраты и трагического разлада с миром, ставшим равнодушным и даже враждебным человеку по причине отчуждения его от общества, от истории, от самого себя. |
| Агностицизм | – учение (в гносеологии), отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов. |
| Аксиология | – философское учение о ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию поступков. |
| Аксиоматический метод | – метод построения теории путем формулировки исходной системы аксиом и правил вывода из них следствий – теорем. |
| Анализ и синтез | – процедуры мысленного расчленения целого на части и создание целого из частей. Они играют важную роль как в теоретической, так и в практической деятельности. |
| Аналогия | – сходство различных предметов, явлений по определенным параметрам. Один из методов познания, используемый для выдвижения гипотез. |
| Антиномия | – противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. |
| Антропология | (философская) – учение о сущности, происхождении и призвании человека во Вселенной; целостное учение о человеке как уникальной форме бытия, творце культуры и истории. |
| Антропоцен- тризм | – трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а положения человека в мире – как центрального. |
| Апологетика | – раздел богословия, в котором сформулированы доказательства истинности христианского учения, позволяющие защитить его от различных искажений и нападок. |
| Апория | – в античной философии – кажущееся непреодолимым затруднение, возникшее при обнаружении противоречия в ходе решения проблемы. |
| Апостериорный | – приобретенный опытным путем. |
| Априорный | –предшествующий опыту и независимый от него. |
| Архетип | – прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории К. Юнга архетипы – это врожденные психические структуры коллективного бессознательного, которые являются основой общечеловеческой символики. Эти глубинные образы воспринимаются человеком интуитивно и проявляются на «поверхности» сознания в различного рода видениях, религиозных представлениях, символах. |
| Астрология | – учение о влиянии расположения небесных светил на исторические события, судьбы людей. |
| Атараксия | – в древнегреческой философии – невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец. |
| Атеизм | – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию. |
| Атрибут | – неотъемлемое, существенное свойство субстанции. |
| Базис и надстройка | – основные элементы общественно-экономической формации. Базис является совокупностью господствующих в обществе экономических отношений. Содержанием надстройки являются три элемента: 1) политические, правовые, моральные, религиозные, философские взгляды, господствующие в обществе; 2) соответствующие им институты и учреждения; 3) исходящие из них идеологические общественные отношения. |
| Безобразное | – эстетическая категория, характеризующая отношение человека к таким явлениям, которые уродуют, разрушают его полноценную жизнь. |
| Бессознательное | – понятие, используемое для обозначения психических явлений, не проходящих через сознание личности, но трансформирующих ее сознательные мотивы и навязывающих ей некие автоматизмы в поведении. Это – скрытые, иррациональные силы человеческих действий и переживаний. |
| Биоэтика | – учение о нравственном отношении человека ко всему живому. |
| Благо | – философское и этическое понятие, обозначающее совокупность ценностей, необходимых для удовлетворения положительных потребностей человека, общества. |
| Бог | – в религиозных системах духовное существо, управляющее миром, судьбами людей; выступает объектом культа. |
| Брахма | – один из трех верховных богов индуизма (наряду с Вишну и Шивой), создатель мира, прародитель других богов, демонов и людей. |
| Брахман | – онтологическое понятие в брахманистско-индуистской традиции, означающее безличный абсолют, духовную основу и целостность мира. |
| Буддизм | – религиозно-философское учение, возникшее в Индии в VI–V вв. до н. э.; одна из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий |
| Бхагавадгита | – один из важнейших памятников религиозно-философской мысли Древней Индии; теоретическая основа индуизма. |
| Бытие | – реальность, осмысливаемая как единство и многообразие. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела философии – учения о бытии (онтологии). |
| Веданта | – термин индийской культуры, 1) завершающий раздел богооткровенного знания (шрути); 2) наиболее влиятельная религиозно-философская система, признающая авторитет вед. Наряду с Упанишадами, Бхагавадгитой и «Брахма-сутрой» является философской основой индуизма. |
| Веды | – 1) в широком смысле – знание как результат откровения, полученного мудрецами-риши; 2) в узком смысле – четыре собрания текстов (самхита), составленных во II тысячелетии до н. э.: Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарведа (песни-заклинания). |
| Вероятность | – 1) в математике – число, заключенное между нулем и единицей, характеризующее частоту наступления некоторого события в серии испытаний; 2) в логике – возможность истинности произвольного высказывания. |
| Вера | – 1) влечение души к предельным основаниям бытия, иррациональное по своей природе; 2) способность души признавать истинность знания без достаточных на то оснований. |
| Верификации принцип | – проверка истинности теории, заключающаяся в выведении из теоретических утверждений следствий, непосредственно соотносимых с фактами. В неопозитивизме верификация является условием осмысленности суждений и критерием научности фактического знания. В современной методологии научного познания верификация является частью гипотетико-дедуктивного метода. |
| Вещь в себе | – понятие кантовской философии, означающее вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия. Вещь в себе противоположна явлению – тому, что с формальной стороны полностью определяется субъективными условиями чувственности. |
| Витализм | – учение, рассматривающее жизнь как уникальное явление, не объяснимое только действием физических и химических законов, поскольку живому присуще особое одушевляющее начало. |
| Возвышенное | – эстетически совершенное, превосходящее воспринимающего его индивида. |
| Волюнтаризм | – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия. |
| Воля | – готовность к совершению поступка. Воля реализуется в выборе цели и ее достижении. |
| Воображение | – процесс создания психического образа на основе перестройки имеющихся представлений. |
| Восприятие | – процесс воссоздания целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. |
| Всеединство | – гармоническое сочетание различных элементов таким образом, при котором соединение их в единое целое достигается не за счет ущемления отдельных элементов, а напротив – за счет полноты жизненных проявлений каждого отдельного элемента; центральная категория русской религиозной философии. |
| Всеобщее (общее), особенное, единичное | – универсальные категории, выражающие устойчивые типы связей бытия и познания. Всеобщее отражает свойства и закономерности развития, присущие всему данному классу вещей; категория особенного – свойства и закономерности развития, присущие части экземпляров данного класса вещей; категория единичного выражает свойства отдельного предмета. |
| Время | – совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность явлений (состояний). |
| Гармонии веры и разума теория | – теологическое учение, согласно которому между разумом и верой нет противоречия. В завершенном виде разработана средневековым мыслителем Ф. Аквинским. Эта теория обосновывает возможность гармоничного сосуществования науки и теологии, философии и откровения при условии осознания человеческим разумом своих возможностей и пределов в постижении богооткровенных истин. Принцип гармонии веры и разума используется в современной католической философии и теологии. |
| Гедонизм | – этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения. |
| Герменевтика | – искусство и теория истолкования текста; одно из основных направлений современной философии. Понимание и истолкование становятся способом освоения всего человеческого опыта – философии, искусства и самой истории. |
| Гилозоизм | – учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях. |
| Гипотеза | – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но является возможной или весьма вероятной. |
| Гипотетико-дедуктивный метод | – получение знаний об объекте путем формулировки гипотез и последующей их проверки. |
| Гносеология | – раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях. |
| Гуманизм | – течение общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения, в котором проблема человека занимает центральное место; концепция человеческого бытия и основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинство, права и свободы каждого индивида. |
| Даосизм | – одно из главных течений китайской философии. Центральное понятие – дао (букв.: путь, дорога) – невидимый всеобщий закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделимо от материального мира и управляет им. Главный принцип поведения человека – сохранение «меры вещей», естественного порядка в природе и обществе. |
| Движение | – изменение вообще, способ существования материи и духа. |
| Двойственность истины | – учение, развившееся в средние века и утверждавшее независимость между философией и религией как по предмету, так и по методам осмысления. Такая установка способствовала отделению науки и философии от религии. |
| Дедукция | – движение мысли от общего к частному, выведение следствий из совокупности исходных утверждений (посылок). |
| Деизм | – доктрина, признающая Бога источником движения и развития природы, но отвергающая дальнейшее вмешательство Бога в это развитие. |
| Деконструкция | – центральное понятие философии постмодернизма, разработанное Ж. Деррида; сочетает в себе деструкцию и реконструкцию на основе выявления внутренней противоречивости текста, столкновения «остаточных смыслов» прошлого с современными смысловыми стереотипами, что, в свою очередь, порождает новые смысловые потоки, смысловую неисчерпаемость любого текста. |
| Демиург | – в античной философии (у Платона) личностное творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с Нусом (Умом). |
| Демократия | – система политических институтов, направленная на отражение интересов всех социальных слоев общества. |
| Детерминизм | – учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений. |
| Деятельность | – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. |
| Джайнизм | – одна из национальных религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. В центре джайнизма находится бытие человека, сущность которого двойственна: духовная (джива) и материальная (аджива), связанные кармой как тонкой материей. Пока эта связь сохраняется, душа странствует, постоянно перерождаясь. Человек может выйти из круга превращений путем обретения «трех сокровищ»: правильное воззрение, правильное познание, правильное поведение. Тогда джива переходит в состояние блаженства – нирвану. |
| Диалектика | – философское учение о всеобщих принципах и законах развития. |
| Диалектический материализм | – философия и методология марксизма. Диалектический материализм исходит из положения о внутреннем единстве материализма и диалектики, рассматривая мир как закономерное развитие материи. |
| Дискурсивное | – в традиционном философском понимании знание, опирающееся на основания и правила вывода; противоположно интуитивному. |
| Добро и зло | – категории этики, выражающие в обобщенном виде должное (нравственную ценность) и недолжное (нравственную антиценность) в жизнедеятельности, общении и поведении людей. |
| Догмат | – тезис, который принимается за непреложную истину и кладется в основу религиозной системы. |
| Долг | – категория этики; нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. |
| Достоинство | – категория этики, выражающая абсолютную ценность человека как духовно-социального существа. |
| Дуализм | – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия. |
| Дух | – понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала: 1) высшая способность человека, источник личностного самоопределения; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой причастно бытие человека. |
| Душа | – непосредственно связанное с телом (индивидуальным или космическим) невещественное начало. Содержание души человека составляют его мысли, чувства и переживания. Деятельность души направляется сферой высших ценностей – духом. Телесная смерть наступает от разрыва души и тела, духовная смерть – от прекращения связи души и духа. |
| Евразийство | – социально-философское учение и общественно-политическое движение русской эмиграции, возникшее в начале 20-х годов XX века. Ее главные идеологии (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин и другие) в полемике с западниками и славянофилами указывали на исключительность России, которая определяется полинародностью субъекта русской истории, единой судьбой и единым месторазвитием. Они видели в России особый евразийский тип цивилизации, подчеркивая влияние на ее историю и самосознание восточного, преимущественно тюркского элемента. Евразийцы большие надежды возлагали на укрепление союза России с азиатскими государствами. В настоящее время идеи евразийства переживают свой ренессанс. |
| Естественная религия | – концепция религии, возникшая в эпоху Просвещения и основывающая на общих идеях, свойственным разным религиям. Эти идеи трактовались как врожденные, первичные, доказывающие разумный и естественный характер религии. К таким идеям отнесены следующие: бытие высшего существа; необходимость его почитания; добродетельность и благочестивость людей; возможность искупления грехов раскаянием; воздаяние на том свете за поступки, совершенные в земной жизни |
| Естественное право | – концепция, согласно которой существуют права, изначально соответствующие природа человека и потому незыблемые, не зависящие от социальных условий. |
| Жизнь | – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая противоположности духа и материи и постигаемая интуитивно. |
| Жэнь | – гуманность, человеколюбие, взаимность как качества совершенной личности в конфуцианстве. Гуманность реализуется в соответствии с «золотым правилом морали». |
| Закон | – это существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. |
| Закон единства и борьбы противоположностей | – один из основных законов диалектики, согласно которому противоречие является источником самодвижения и развития систем. |
| Закон отрицания отрицания | – один из основных законов диалектики, характеризующий прогрессивное развитие с точки зрения преемственности и повторяемости. |
| Закон перехода количества в качество | – относится к числу основных законов диалектики и выражает такую закономерность развития системы, при которой внешние, количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным внутренним изменениям системы. |
| Западничество | – социально-философская концепция и общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию. |
| Зло | – понятие морального сознания и категория этики, выражающее нравственно негативное в поступках и мотивах людей. Зло противоположно благу и добру. |
| Золотое правило нравственности | – «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это древнее правило, фигурировавшее под разными наименованиями – заповедь, предписание, принцип и другие. Название «золотое правило» употребляется с конца XVIII в. |
| Знак | – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет другой, отличный от него предмет. |
| Знание | – результат познания, зафиксированный в системе понятий. |
| Значение | – функция знака представлять, а также выражать содержание предмета, процесса. Это – отношение знака к обозначаемому предмету. |
| И | – категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианства, выражающая императив должного действия; одно из внутренних качеств «благородного мужа», «долга/справедливости», которым руководствуется «благородный муж»; противопоставляется утилитарной «пользе/выгоде», к которой стремится «ничтожный человек». |
| Игра | – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления ситуации и состояний; может использоваться для решения практических задач (например, деловая игра). |
| Идеал | – образец, эталон, высшая цель стремления. |
| Идеализм | – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира. |
| Идеальное | – субъективный образ объективной реальности, отражение материального. |
| Идеи чистого разума | – в философии И. Канта – предельные понятия, которые стимулируют развитие эмпирического познания, вносят в него единство. |
| Идеология | – категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания, где социальная действительность отображается в виде теории. |
| Идиографический и номотетический методы | – способы исследования объекта, отличающиеся тем, что первый выявляет в нем индивидуальные характеристики, а второй – его включенность в закономерные связи и зависимости. |
| Индетерминизм | – философское направление, отрицающее причинную обусловленность явлений в мире. |
| Индивидуализм | – приоритет интересов индивида над коллективными интересами. |
| Индивидуальность | – совокупность качеств, присущих данному человеку и отличающих его от других. |
| Индукция | – метод исследования, суть которого - в восхождении познания от единичных фактов к обобщениям. |
| Интерпретация | – аспект понимания, направленного на выяснение смыслового содержания текста. |
| Интуитивизм | – методологический принцип внутреннего единства бытия и сознания, предполагающий переживание этого единства в качестве основания философского мышления. |
| Интуиция | – непосредственное постижение истины (без всякого рационального обоснования). |
| Иррациональный | – недоступный пониманию разумом и потому невыразимый в логических понятиях и суждениях. |
| Истина | – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом. |
| Исторический материализм | – философия истории марксизма, согласно которой «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс). |
| Йога | – индийская теория и практика созерцания, цель которых – через контроль над телом и сознанием достичь мистического слияния души человека с мировым сознанием (пуруши). |
| Карма | (в индийской философии) – закон воздаяния или космической справедливости. Приобретя хорошую карму (ведя праведный образ жизни), человек может выйти из круга рождений и смертей (сансары). |
| Картезианство | – философия сторонников и последователей Р. Декарта. |
| Картина мира | – совокупность обобщенных знаний о мире. |
| Катарсис | – термин античной философии, выражающий совершенствование духовного мира человека путем «очищения» его души от негативных мыслей, чувств, стремлений. |
| Категории | – основные формы бытия и всеобщие понятия познания. |
| Католицизм | – конфессия в христианской религии. Философия католицизма развивается неотомизмом. |
| Каузальность | – причинность, закономерная связь причины и следствия. |
| Качество | – система важнейших, необходимых свойств предметов. |
| Коллективное бессознательное | – в учении К. Юнга наиболее древний слой психики человека, который в процессе эволюции человеческого сознания сформировался раньше, чем слой индивидуального бессознательного. Будучи по природе сверхличным, коллективное бессознательное образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека (см. Архетип). |
| Количество | – степень развития, совокупность таких изменений, которые не меняют качество предмета. |
| Конвенционализм | – направление в философии науки, согласно которому исходные принципы, аксиомы, определения являются результатами соглашения ученых, а не обобщением опыта. |
| Коран | – главная священная книга мусульман. |
| Коррелятивный | – имеющий соотносительный смысл: вещи, понятия имеют смысл, лишь соотносясь друг с другом. |
| Космогония | – донаучное мифологическое или религиозное учение о возникновении мира и его развитии. |
| Креативность | – основная черта творческой личности или процесса: создание нового в различных сферах жизни. |
| Креационизм | – учение о сотворении мира Богом из ничего. |
| Культура | – мир идеальных и материальных объектов, созданных людьми в процессе воспроизводства и обновления форм совместной жизнедеятельности. |
| Культурно-исторический тип | – своеобразие духовных, социально-экономических и политических сторон жизни этноса, определяющее его место в истории; ведено Н.Я. Данилевским. |
| Кумулятивизм | – методологическая установка, согласно которой рост научного знания осуществляется путем непрерывного добавления знаний к уже имеющемуся истинному знанию. |
| Ли | – в классической китайской философии – категория: 1) структурное начало мироздания; 2) категория этики, обозначающая ритуал, церемонии, этикет, вежливость. |
| Либерализм | – идеология, основу которой составляют идеи равенства, свободы, рациональности и частной собственности. |
| Личность | – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. |
| Логика | – наука о законах и формах правильного мышления. |
| Логический позитивизм | – одно из направлений аналитической философии XX века; основу программы логического позитивизма составляет принцип верификации, согласно которому значение предложения, термина определяется способом его опытной проверки. |
| Логос | – в греческой культуре – слово, закон, рациональное постижение смысла явлений. |
| Любовь | – эмоционально-положительное отношение, чувство к другому человеку, жизненным принципам, идеям, знаниям. |
| Магия | – таинственная способность воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов» без допущения причинного ряда действий, например, с помощью заклинаний, молитв, талисманов. Элементы магии присущи обрядовой стороне всех религий. |
| Майя | – в индийском мировоззрении: 1) имя Богини, воплощающей принцип обмана в мире; 2) искусство выдавать чудеса, или же сами эти чудеса; 3) иллюзорный характер мира. |
| Материализм | – направление в философии, принимающее за основу мира объективную реальность, существующую независимо от сознания человека. |
| Материя | – категория, обозначающая всю объективную реальность, существующую независимо от сознания человека. |
| Медитация | – интенсивное, проникающее в суть предмета или идеи, размышление, которое достигается путем сосредоточенности на них и устранении всех внешних и внутренних факторов, способных рассеивать внимание. |
| Ментальность | – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, этноса. |
| Метафизика | – раздел философии, осмысливающий сверхчувственные, недоступные опыту основы бытия. |
| Метафизический | – относящийся к метафизике: надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом. |
| Методология | – учение о путях и способах исследования реальности. |
| Механицизм | – мировоззренческо-методологическая позиция, понимающая механическое движение в качестве единственного объективного основания всех форм бытия. |
| Мировая душа | – всеоживляющая и творящая сила, связывающая мир во всеобщий организм. |
| Мировоззрение | – система наиболее общих представлений о мире и отношении к нему человека: убеждения, идеалы, переживаемые субординации ценностей. |
| Мистерия | – 1) тайный обряд посвящения узкого круга лиц в сакральное содержание религии, знания; 2) разновидность представления, связанная с торжественным оформлением обрядов, обычаев, в дальнейшем – инсценировка религиозных, мифологических сюжетов. |
| Мистика | – учения, проповедующие таинственные, секретные знания, позволяющие добиваться необычных результатов. |
| Миф | – 1) миросозерцание древнейших людей, в котором выражены их взгляды на природу, жизнь. Эти взгляды переживались как некая действительность, влияющая на мир человека; 2) то, что считается рационально необъяснимым и потому благоговейно принимаемым. Наделение такими характеристиками отдельных сфер социокультурной реальности, например, науки, техники, государств. |
| Модус | – способ существования, вид и характер бытия, события. |
| Монизм | – понятие, характеризующее мировоззрение, признающее основой мира некое единое начало (материя – в материализме, дух – в идеализме). |
| Монотеизм | – учение о едином персонифицированном Боге. |
| Мораль | – содержание сознания человека, определяемое представлениями о добре и зле. |
| Мышление | – высшая ступень познания мира, способность человека выявлять свойства и связи объектов, которые не даны ему в непосредственном восприятии. Формами мышления выступают понятия, суждения и умозаключения. |
| Наблюдение | – целенаправленное восприятие объекта. |
| Натурализм | – направление в философии, отождествляющее закономерности социальных и природных процессов и распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания. |
| Натурфилософия | – философское объяснение природы, обобщение знаний о ней с целью выявления всеобщих ее связей и закономерностей как единого целого. |
| Наука | – развивающаяся система истинных знаний о существенных связях действительности; специализированная общественная деятельность, направленная на получение такого рода знания. |
| Науки о духе | – науки о культуре, истории, в которых исследуются творения человеческого духа; гуманитарные науки. |
| Необходимость и случайность | – категории диалектики: необходимость – то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития объекта; случайность – то, что обусловлено внешними причинами и факторами существования и развития объекта. |
| Неоплатонизм | – направление древнегреческой философии III–VI вв., возникшее в результате соединения платонизма с мистической традицией. Основная идея метафизики – возникновение Сущего из Единого как первопричины бытия. |
| Неопозитивизм | – см. Логический позитивизм. |
| Неотомизм | – влиятельное течение в философии католицизма, истоки которого содержатся в схоластически переработанном Ф. Аквинским учении Аристотеля. |
| Нигилизм | – мировоззренческая и социально-философская позиция отрицания ценностей культуры прошлого. |
| Нирвана | – в буддизме – состояние просветления, блаженства, достигаемое благодаря отказу от земных стремлений. |
| Номинализм | – гносеологическое учение, отрицающее онтологическую самостоятельность общего. Понятия – это лишь имена, которые человек дает предметам и явлениям действительности. |
| Ноосфера | – высший этап развития биосферы, преобразованной человеческой мыслью и трудом в качественно новое состояние, в котором разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором взаимосвязи и развития природы и общества. |
| Нормативная этика | – часть этики, в которой обосновываются нравственные принципы, идеалы и нормы. |
| Ноумен | – нечто мысленное, не относящееся к объективной действительности. |
| Нравственный закон | – предписание делать добро и не делать зла. Согласно И. Канту, нравственный закон имеет безусловный, категорический характер. |
| Нус | – дух, интеллект в философии Анаксагора; Бог, демиург у Аристотеля. |
| Общественные отношения | – устойчивые, необходимые социальные связи между индивидами и социальными группами. |
| Общество | – система связей и отношений, возникающих из совместной жизни людей. Эти связи и отношения воспроизводятся и преобразуются их деятельностью. |
| Объект и субъект | – объект – то, на что направлена деятельность субъекта-личности, социальных групп, общества в целом; субъективный – относящийся к субъекту, зависящий от него. |
| Объективный | – относящийся к объекту, не зависящий от интересов, мнения субъекта. |
| Объективный мир | – все, существующее независимо от сознания человека. |
| Объяснение | – раскрытие сущности исследуемого объекта; установление причин, закономерностей происходящего. |
| «Оно» | – согласно психоаналитической теории З. Фрейда, один из трех компонентов личности, наряду с «Я» и «сверх-Я». «Оно» является древнейшим психическим образованием, содержащим в себе инстинкты и все наследуемое содержание психики; источник энергии для развития сознательной деятельности. |
| Онтология | – учение о бытии, его структуре и закономерностях; один из важнейших разделов философии. |
| Отражение | – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем. |
| Отчуждение | – понятие, описывающее процессы и ситуации, в которых человек становится чужд собственной деятельности, ее условиям, средствам, результатам и самому себе. |
| Пантеизм | – отождествление Бога с природой через ее обожествление. |
| Парадигма | – модель, образец решения исследовательских задач; теория, задающая научному сообществу определенное видение мира и определяющая развитие науки в данный исторический период. |
| Патристика | – учение Отцов церкви (до VII в. н. э.), доказывающее совместимость христианского учения с греческой философией и обосновывающее все основные философско-теологические положения христианства. |
| Перипатетики | (по-гречески означает «крытую галерею», служившую лекционным залом) – ученики и последователи Аристотеля. |
| Персонифицированный – наделенный свойствами личности. | |
| Перцепция | – восприятие как акт. |
| Плюрализм | – в философии – точка зрения, согласно которой мир состоит из множества самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. |
| Позитивизм | – как направление в философии науки XIX–XX вв. основывается на принципе: подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть дано только конкретными науками или же получено путем обобщения результатов этих наук. Традиционно философские знания и проблемы считаются ненаучными и практически бесполезными. |
| Политеизм | – многобожие, почитание нескольких или множества богов; противоположность монотеизму. |
| Понимание | – в герменевтике – обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе интерпретации. У М. Хайдеггера понимание – способ бытия человека в мире. |
| Понятие | – форма мысли, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов. |
| Постиндустриальное общество | – современный этап развития общества, основными признаками которого являются: расширение экономики услуг; центральная роль теоретического знания как источника нововведений; создание информационно-компьютерной техники. |
| Практика | – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию действительности. |
| Причинность | – связь двух объектов, при которой один порождает изменение другого посредством передачи соответствующего количества вещества, энергии или информации. |
| Провиденциализм | – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. |
| Пространство | – совокупность отношений сосуществующих объектов, их расположение относительно друг друга и величина. |
| Развитие | – качественное, направленное изменение форм бытия; различают прогрессивную и регрессивную направленность развития. |
| Разум | – ум; высшая познавательная способность человека, реализующаяся в познании универсальных связей явлений, в том числе мира ценностей, на основе формулировки основополагающих принципов, идей. |
| Рассудок | – способность образования понятий, суждений и умозаключений, дающая материал для разумного осмысления. |
| Рационализм | – философское учение, согласно которому разум является основой бытия (онтологический рационализм), познания (гносеологический рационализм), морали (этический рационализм). |
| Реализм | – утверждение бытия действительности, лежащей вне сознания человека; в средневековой схоластике – учение о существовании общих понятий («универсалии») объективно, независимо от сознания человека. |
| Реальный | – действительный, объективный, существующий не только в мысли; противоположность – воображаемое, ирреальное, идеальное. |
| Редукционизм | – сведение сложного к более простому. |
| Реинкарнация | – перевоплощение души. |
| Религия | – мировоззрение, определяемое верой в существование Бога, божества. |
| Релятивизм | – отрицание момента абсолютности в вещах, отношениях и знаниях. Этический релятивизм в своей крайней форме отрицает различие между добром и злом. |
| Рефлексия | – обращение мышления на себя, условие самопознания. |
| Ригоризм | – строгое, неуклонное, не признающее компромисса, проведение какого-либо принципа в действиях, мыслях; например, этический ригоризм И. Канта. |
| Риторика | – ораторское искусство. |
| Сакральное | – священное, святое, заветное; особо ценные идеалы, которым поклоняются. Сакральное противоположно мирскому, обычному, профанному. |
| Самосознание | – в психологии – переживание человеком единства и специфичности своего «Я»; в философии – дух, идея, осознающие самих себя. |
| «Сверх-Я» | – в психоанализе З. Фрейда – высшая инстанция в структуре личности, выполняющая роль внутреннего цензора, совести; продукт влияний других людей, источник моральных и религиозных чувств. |
| Свобода | – способность человека создавать возможности для самоопределения на основе выбора своих действий и поступков в рамках правил «игры», заданных природными и социальными закономерностями. |
| Секуляризация | – освобождение от религиозного влияния на жизнь общества, личности. |
| Семиотика | – учение о знаках и знаковых формулах. |
| Сенсуализм | – философское направление, которое в качестве основы познания и критерия истины рассматривает чувства, ощущения. |
| Символ | – знак, образ, имеющий особый смысл, несущий какую-либо идею. |
| Синергетика | – теория самоорганизации, наука о закономерностях перехода открытых неравновесных систем к упорядоченным формам организации. |
| Система | – единство разнообразия, в котором его элементы занимают определенные места и выполняют определенные функции. |
| Смысл | – содержание предложения, текста. |
| Соборность | – понятие русской религиозной философии; впервые в философию введено одним из основателей славянофильства А.С. Хомяковым. Соборность – органическое сочетание индивидуального и коллективного на основе принятых людьми высших ценностей, сохраняющее индивидуальные черты каждого члена коллектива. Соборность является одной из характеристик православного символа веры. |
| Совесть | – осознание и переживание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. |
| Сознание | – категория, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности в форме мыслей, чувств и переживаний. |
| Славянофильство | – направление русской общественной мысли XIX в., в котором обосновывалась самобытность развития России в силу ее национально-исторических особенностей. |
| Солипсизм | – воззрение, согласно которому существует только субъективное «Я» и содержание его сознания. |
| Стоицизм | – влиятельное направление философии эллинистическо-римского периода, согласно которому все в мире совершается разумно и в нем правит судьба, подчинение которой является главной добродетелью человека. Знание – средство к добродетельному поведению, а философия – это упражнение в добродетели; стоический – мужественно, стойко переносящий жизненные испытания. |
| Структура | – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы. |
| Структурализм | – направление и метод в современной философии, согласно которому отношения и связи объекта определяют его развитие; структура первичнее истории, ибо ее элементы инвариантны при некоторых преобразованиях и задают совокупность правил возможных преобразований объекта. |
| Субстанция | – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего. |
| Суждение | – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. |
| Сущность | – внутреннее содержание предмета, определяющее единство всех его свойств и отношений. |
| Схоластика | (лат. scholastica – ученый, школьный) – религиозно-философское учение западноевропейского Средневековья, сторонники которого видели путь постижения христианских истин путем логики, рациональных размышлений. |
| Талмуд | – собрание религиозно-этических и правовых положений иудаизма. |
| Танатология | – учение о смерти, ее причинах, механизмах и признаках. |
| Теизм | – вера в единого, существующего вне и над миром, Бога как творца, хранителя и властителя мира. |
| Телеология | – учение о целесообразности; осмысление процессов, событий с точки зрения их направленности к конечной цели. |
| Теогония | – древние мифы о происхождении богов. |
| Теодицея | – «богооправдание» (греч.) – религиозно-философские доктрины, стремящиеся согласовать идею всеблагого и всемогущего Бога с наличием зла и несправедливости в мире. |
| Теология | – учение о Боге, богословие. |
| Теократия | – форма государственного управления, при которой власть принадлежит духовенству, церкви |
| Теория | – высшая ступень научного познания, дающая всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии и характеризующаяся логической стройностью, непротиворечивостью и доказательностью. |
| Технократия | – господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в человеческой жизни, в решении социальных, экологических и других проблем. |
| Томизм | – философия Фомы Аквинского и его последователей. |
| Тотальность | – целостность, всеобъемлемость. |
| Трансцендентальное | – в философии И. Канта – то, что делает возможным опытное познание; предпосылки возможного опыта. |
| Трансцендентный | – выходящий за границы возможного опыта, за пределы человеческого сознания. |
| Умозаключение | – связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения. |
| Универсалии | – общие понятия, идеи в средневековой схоластике. |
| Упанишады | – памятник древнеиндийской литературы, содержащий религиозно-философские тексты. Упанишады оказали исключительно важное воздействие на развитие индийской мысли и явились источником многих религиозно-философских направлений. |
| Утилитаризм | – этическое направление, согласно которому целью человеческих поступков является извлечение пользы, материальной выгоды. |
| Утопия | (греч. – «место, которого нет») – изображение идеального состояния общества, неосуществимого на практике. |
| Фанатизм | – страстная и слепая приверженность делу, идее, мировоззрению. |
| Фатализм | – вера в неотвратимость судьбы, рока. |
| Феномен | – явление, данное в опыте чувственного познания (в отличие от ноумена, постигаемого разумом). |
| Фидеизм | – утверждение о превосходстве веры над разумом на основе простого доверия к истинам откровения. |
| Физикализм | – философский взгляд, для которого все то, что не может быть понято при помощи методов и понятий физики, является лишенным научного смысла; научный идеал в неопозитивизме. |
| Философия | – форма мировоззрения; система знаний о мире и месте в нем человека. |
| Философская антропология | – философское направление, исследующее человека как открытого, принципиально незавершенного существа; бытие человека исследуется в единстве всех его аспектов – природного, социального, духовного. |
| Фрейдизм | – общее название школ и направлений, которое применяет учение З. Фрейда для объяснения социально-культурных явлений. |
| Футурология | – совокупность представлений о будущем человечества. |
| Хилиазм | – вера в тысячелетнее царство Христа на Земле перед концом мира. |
| Холизм | – учение о единстве мира как высшей и всеохватывающей целостности, включающей психическую, биологическую и физическую действительность; все эти области рассматриваются как упрощения и обособления всеохватывающей целостности. |
| Целесообразность | – целевая определенность, целенаправленность, когда цель является конечной причиной чего-либо. |
| Ценность | – то, что осознано людьми как необходимое для их жизни, к чему следует стремиться и что требует уважения, почитания. |
| Целостность | – завершенность, собственная закономерность чего-либо. |
| Цивилизация | – 1) синоним культуры; 2) ступень общественного развития, следующая за варварством; 3) замкнутый, относительно изолированный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности. |
| Честь | – понятие морального сознания и категория этики: внутреннее нравственное достоинство человека как личности, как носителя нравственных установок социальной общности, группы, к которой принадлежит человек. |
| Чувственное познание | – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами. Включает ощущение, восприятие, представление. |
| Эвдемонизм | – этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как цель жизненных стремлений. |
| Эволюция | – постепенное изменение природы, общества, духа; противопоставляется скачкообразному типу изменений. |
| Эвристика | – искусство создания нового; руководство по нахождению нового. |
| Эвтаназия | – облегчение или ускорение смерти умирающему с целью избавления его от мук. |
| Эгоизм | – себялюбие; поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», предпочтением своих интересов интересам других людей. |
| Эзотерический | (греч. – направленный внутрь) – тайный, скрытый, предназначенный и понятный исключительно для избранных; противоположность экзотерическому. |
| Экзистенциализм | (лат. existentia существование) – одно из направлений философии XX века, рассматривающее человека как конечное существо, «заброшенное в мир» и посто-янно находящееся в проблемных ситуациях, формирующееся в актах свободного выбора действий в таких ситуациях и тем самым обретающее подлинное существование. |
| Эклектика | – соединение разнородных, часто противоположных подходов, взглядов в каком-либо учении, рассуждении; в искусстве – механическое соединение разнородных стилей. |
| Эманация | – по учению неоплатоников мир есть истечение из божества, которое при этом остается неизменным. |
| Эмпиризм | – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. |
| Эпикуреизм | – этическая теория, основателем которой является древнегреческий философ Эпикур. Стремление к состоянию блаженства, спокойствия духа благодаря удовлетворению разумных желаний: нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо. |
| Эпистемология | – учение, исследующее природу, предпосылки, условия, возможности и границы человеческого познания. |
| Эрос | – древнегреческое понятие, обозначающее особый род любви. У Платона – побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и устремленность к созерцанию идей истинно Сущего, Добра и Красоты. Эрос соединяет в себе идеальную природу с чувственной, добро со злом, мудрость с невежеством. Эротическая любовь трактуется как влечение несовершенного к совершенному, чтобы восполнить собственную неполноту. |
| Эстетика | – философская наука о чувственно выразительных формах в явлениях природы и в жизни человека. Исходные понятия – прекрасное и безобразное. |
| Этика | – философская наука, изучающая мораль. |
| «Я» | – 1) в психологии – осознание личностью самой себя, тождественность с собой в течение жизни; 2) один из компонентов структуры личности в учении З. Фрейда: сознательная часть психики; посредник между «Оно» и внешним миром, который руководствуется принципом реальности; 3) в философии – духовное субстанциональное начало, отличное от эмпирического сознания. |
| Явление и сущность | – под явлением понимаются внешние, непосредственно воспринимаемые и изменчивые характеристики объекта; под сущностью – единство внутренних устойчивых свойств и связей объекта. Познание движется от явления к сущности. |
| Язык | – система знаков, имеющих значения. Язык выполняет функции: информативную, коммуникативную, аккумулятивную. |






