double arrow

Основные принципы научного исследования государственно-правовых явлений современной теории государства и права


Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования государства и права являются следующие:

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий. В которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания.




Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития.

57. Особенности государств и правовых систем переходного периода

В непрерывно развивающемся обществе неизбежно наступают периоды такого состояния, когда объективное развитие, прежде всего экономики, производительных сил и производственных отношений, приводит к переходу его в новое качественное состояние, от одной общественно-экономической формации к другой. Такой переходный период может осуществляться под контролем государства, которое, изменяясь само, изменяет и право, а может происходить при минимальном вмешательстве государства, стихийно. Переходный период в обществе — это всегда сложное, противоречивое, нередко кризисное состояние государства и права, обусловленное трудным выбором пути своего дальнейшего развития.



Признаки, свойственные любому государству и праву общества переходного периода. • Переходный период возникает в результате социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ.

• Переходный период возникает в обществах, где имеется массовое неисполнение или нарушение конституции и законов, прежде всего представителями государственной власти.

• В переходный период попадает общество, в котором государственная идеология ненадлежащим образом воплощается на практике.

• Переходный период возникает в обществе, в котором имеется сильное расстройство экономических связей, значительное социальное расслоение и нищенское существование значительной части населения.

• В государстве и праве переходного периода доминируют деятельность и акты органов исполнительной власти. Органы законодательной и судебной власти не имеют эффективных механизмов воздействия на них.

• Переходный период допускает альтернативное развитие государства и права. Выбор того или иного пути развития определяется многими факторами: характером основной нации в государстве, наличием природных ресурсов, экономическими возможностями, государственной идеологией, состоянием преступности, личными качествами руководителей государства и т. п. Все эти факторы могут оказывать различное влияние на развитие государства и права.

58. Особенности основных объектов в различных видах правоотношений



Объектом правоотношения – является действительное поведение его участников, а также материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения.

Объектом правоотношений выступает поведение людей: 1) в имущественных правоотношениях объектом является поведение людей, которое направлено на удовлетворение определённых жизненных благ;

2) объектом правоотношения, возникающего на основе заключения между двумя организациями договора о поставке продукции, считается деятельность этих организаций, которая выражается в поставке продукции одной организации другой;

3) субъективные юридические права и обязанности возникают не всегда по поводу вещей. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение их участников.

Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, а именно то, для чего возникает само правоотношение.

Два основных подхода к пониманию объекта правоотношения:

1) монистический. Согласно монистической теории объектом правового отношения выступает поведение субъектов, так как именно их поступки могут подвергаться регулированию юридическими нормами и только поведение людей способно реагировать на правовое воздействие;

2) плюралистический. Она разделяет объекты правоотношений: - на материальные блага – типичны для гражданско-правовых отношений.- нематериальные блага – объекты охраны в уголовно-правовых, трудовых отношениях; - культурные ценности, иные нематериальные результаты человеческой деятельности -являются объектами гражданско-правовых, трудовых отношений, объектами уголовно-правовой защиты; - ценные бумаги, документы – паспорта, акции, дипломы, удостоверения -объекты административных и процессуальных отношений; - поведение субъектов – объект административного права. В качестве объекта не может выступать человек. Он может являться только субъектом правоотношений.

59. Особенности современного механизма Российской Федерации

Деятельность государственного механизма обеспечивает особая группа людей, которые: 1) занимаются управлением в качестве основного вида деятельности; 2) обособлены от общества; 3) наделены властными полномочиями; 4) обладают специальной подготовкой; 5) подчиняются специальным нормам своих органов и организаций. В качестве примера представителей данной группы можно выделить: Президента Российской Федерации; членов Правительства РФ; депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депута­тов представительных (законодательных) органов субъектов Российс­кой Федерации; судей; чиновников различных уровней; военнослужащих и офицерский состав; работников милиции, прокуратуры, спецслужб и иных государствен­ных организаций.

Основным элементом государственного механизма является государствен­ный орган, который: занимает определённое место в иерархической системе механизма го­сударства; выполняет опредёленные функции; имеет свою структуру; наделён властными полномочиями. Возглавляют систему государственных органов: Президент РФ; Правительство РФ; Федеральное Собрание; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший арбитражный суд РФ. В некоторых случаях граждане, занятые управлением государством, наделены самостоятельными властными полномочиями и именуются должностными ли­цами. Понятие "государ­ственный служащий" шире понятия "должностное лицо". Одним из главных признаков государственного механизма является на­личие специального аппарата принуждения. Без аппарата принуждения невозможно само существование государ­ства. В современном политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения, как "силовые структуры". К ним относятся: армия; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний (тюрьмы, колонии и т. д.); иные органы, исполняющие функции государственного принуждения.

60. Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

Рассмотрение Права в юридическом смысле выделяет ряд признаков, по которым оно достаточно чётко отличается от социальных норм первобытного строя:

1) Право исходит от Государства, а социальные нормы первобытного строя складывались без сознательно в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения, а в последующем исходили от всего рода (племени);

2) Право охраняется правоохранительными органами государства, а социальные нормы первобытного строя охранялись мерами общественного воздействия, исходящими от всего рода, а не специальных органов;

3) Право закрепляется в определённых формах (нормах права, правовых обычаях и прецедентах), а социальные нормы первобытного общества ''живут'' в сознании людей и передаются от поколения к поколению;

4) Право является достаточно динамичным регулятором общественных отношений, а социальные нормы первобытного общества по природе своей крайне консервативны (не подвержены быстрому изменению);

5) для Права характерна предельно чёткая различимость между правами и обязанностями, а в социальных норах первобытного строя такой различимости нет.

Таким образом, основное отличие Права от социальных норм первобытного строя, прежде всего, связано с правотворческой, правоприменительной деятельностью государства.

61. Отрасль права: понятие, содержание и предмет правового регулирования

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу общественных отношений специфическим методом правового регулирования. Отрасль права является крупным элементом системы права.

В системе права выделяют обширный перечень отраслей: государственное, гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, земельное, трудовое, семейное, финансовое право.

В рамках наиболее крупных отраслей выделяют обособленные группы норм, образующих правовые подотрасли, которые в свою очередь, делятся на институты и субинституты.

В рамках системы права проводится различие между отраслями материального и процессуального права.

Отрасли материального права - содержат нормы, которые закрепляют общие принципы допустимого (недопустимого) поведения субъектов права. К отраслям материального права относится: конституционное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право и т.д.

Отрасли процессуального права - это отрасли, имеющие организационно-процедурный, управленческий характер, регламентирующие порядок реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешения юридических конфликтов (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право).

Содержание отрасли права выражено через множество нормативных актов, систему законов.

Наиболее существенными основаниями для деления системы права на отрасли является предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — совокупность однородных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами, указывающая на какую группу общественных отношений направлено влияние норм права.

62. Понятие, виды и способы толкования нормативных правовых актов

Толкование норм права - это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм.

Толкование нормативных правовых актов имеет два направления:

- уяснение смысла нормы - предпосылка для правильного понимания и реализации её требований.

- разъяснение правовой нормы осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в её содержании. В таком случае требуется дополнительные разъяснения смысла нормы.

В зависимости от задач способы толкования права делятся на:

- языковой способ (лингвистический, грамматический). Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.

- функциональный способ исследует условия, в которых функционирует, реализуется толкуемая норма.

- исторический способ состоит в выявлении смысла правовой нормы путём обращения к истории её принятия и целям, мотивам, обусловившим её введение в систему правового регулирования.

- систематический способ - уяснение смысла правовой нормы путём сравнения её с другими нормами, выявление конкретного места в отрасли или системе права.

Виды официального толкования:

- аутентическое — разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.

- делегированное — толкование органом, который их не устанавливал, но уполномочен давать разъяснение.

- нормативное — толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.

- казуальное — толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.

Виды толкования объединяются по его субъектам:

- обыденное толкование - осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей

- специально-юридическое - осуществляется юристами: судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами

- доктринальное - осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований.

63. Понятие глобализации. Правовые проблемы современной глобализации и пути их решения

Термин «глобализация» впервые употребил в 1983 г. Т. Левит для обозначения феномена слияния рынков отдельных продуктов, производимых отдельными корпорациями.

Глобализация — сложное, многоплановое, многоуровневое явление, затрагивающее политику, экономику, науку, технологию, идеологию и культуру, оказывающее влияние на развитие всего мирового сообщества и каждого человека в отдельности. Глобализацияначалась в сфере экономики и в наибольшей степени повлияла на её развитие. Причина в том, что экономика интернациональна по своей сути и в большей степени предрасположена и приспособлена для протекания глобальных социальных и природных изменений, оказывается более результативной и требующей меньших затрат сил и средств. Современное обострение планетарных проблем выдвигает перед властными структурами в мировом сообществе необходимость широко и плодотворно использовать исторический опыт, достижения науки.

Для разрешения глобальных проблем необходимо проведение мировым сообществом целеустремлённой согласованной стратегии, в которой следует выделить два основных направления:

1. Совершенствование и модернизация традиционных для нашего времени способов добычи и использования сырья и энергии, обработки различных материалов, а также защиты окружающей среды. Такой путь может помочь найти промежуточные решения глобальных проблем.

2. Создание принципиально нового «глобального мышления». Научно-технический прогресс признаётся силой, чуждой общественному прогрессу, поэтому, по мнению исследователей, лишь первенство религии и этики перед техникой будет способствовать разрешению глобальных проблем.

Разрешение всего комплекса глобальных проблем, стоящих перед человечеством, невозможно путём превращения западного потребительского общества в планетарную модель развития мира. Именно поэтому участники конференции ООН по окружающей среде и развитию приняли концепцию устойчивого развития. Суть её заключается в том, что дальнейшее развитие производительных сил и повышение уровня благосостояния всего населения возможно лишь на основе качественного изменения модели производства и потребления, предусматривающей сохранение экологического баланса земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера современной западной цивилизации.

64. Понятие и виды инкорпорации законодательства. Инкорпоративные издания

Инкорпорация– форма систематизации путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет своё самостоятельное юридическое значение. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную (Собрание законодательства РФ), неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права). Инкорпорация - самый простой вид систематизации.

Официальной инкорпорацией является упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов, которые впоследствии имеют официальный характер. Различают 2 вида официальной инкорпорации: хронологическую и тематическую. Хронологическая инкорпорация - систематизация, при которой упорядочение нормативно-правовых актов, производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. Тематическая инкорпорация – упорядочение по предметному признаку - по сфере гос деятельности, отраслям и институтам права. К ней можно отнести сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п.

При неофициальной инкорпорации происходит внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов.

Инкорпоративные издания: Собрания– нормативные акты высших органов государственной власти и управления. Свод законов – это собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения. Это сведение в одно целое всех нормативных актов в государстве.

65. Понятие и виды источников (форм) права. Соотношение понятий «источник права» и «форма права»

Источники права - это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм (закон, указ президента, постановления правительства и др.).

Различаются следующие основные формы права:

1. Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как норма.

2. Юридический прецедент или юридическая практика - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придаёт общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент.

3. Нормативно-правовой акт - акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовые акт занимает ведущее место. Это может быть конституция, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти.

4. Нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные.

5. Юридическая доктрина - система научных юридических знаний и основанных на них убеждений, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей.

6. Религиозные догмы - положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике, имеет значение для религиозного права.







Сейчас читают про: