Основные вопросы

1. Характеристика и особенности осужденных молодежного возраста и несовершеннолетних в ИУ.

2. Классификация осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста в ИУ по различным признакам.

3. Социально-педагогическая работа с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в ИУ.

4. Социальная адаптация осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста к жизни на свободе.

Психологические и социальные особенности несовершеннолетних осужденных

Любое преступление в большинстве случаев определяется всей предшествующей жизнью человека, теми его личностными чертами и качествами, которые сформированы в процессе воспитания и которые в конкретной, порой сложной и конфликтной жизненной ситуации и предопределяют выбор общественно опасного варианта поведения. Само это поведение - реализация свойств внутреннего мира данной личности.

Будучи сформированы определенной средой, личностные особенности во взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией и определяют выбор варианта поведения, правомерного или противоправного, выбор его целей и средств.

Выявление личностных механизмов, обусловливающих преступное поведение, и обеспечение предупреждающего воздействия в период их формирования, воздействия, пресекающего реализацию, устраняющего дальнейшее их существование, рассматривается многими учеными как один из перспективных подходов к борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Наукой выявлен обширный комплекс личностных черт и свойств, наиболее характерных, присущих несовершеннолетним, совершающим преступления.

В общей сложности было обобщено множество личностных характеристик, сводимых в 5 блоков:

1) дефекты социально-демографического статуса;

2) искаженные потребности и интересы;

3) искаженная система жизненно важных ценностей, нравственно-правовых представлений, взглядов и убеждений и основанных на них отношений;

4) привычки, склонности, устойчивые стереотипы антиобщественного поведения;

5) социально-отягощенные дефекты психофизического и интеллектуального развития и состояния, определяющие эмоционально-волевые характеристики поведения.

В возрастной группе 14-17 лет (по исследуемым группам в ВК) показатели криминальной активности повышаются по мере увеличения возраста.

Среди преступников наибольший удельный вес (36 %) по всей совокупк совершаемых преступлений составляют лица в возрасте 16 лет.

Наличие явно выраженных, негативных по своей социальной сущн потребностей и интересов (к употреблению алкоголя, бесцелы времяпрепровождению) зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершиЕ противоправные действия. За последние три года отмечается рост преступле совершаемых в состоянии наркотического воздействия в 1,5 раза.

Их жизненные цели смещаются в сторону психологического комфорта в гр> потребительства, сиюминутных удовольствий. Совершая аморальные противоправные поступки, они стремятся всячески облагораживать их мот искажать негативную оценку поведения потерпевших. У них четко фиксиру позиция одобрения или «понимания» совершенного преступления, отрицания предельного смягчения собственной ответственности. В среде несовершенноле! признается допустимым нарушение уголовно-правового запрета, если очень ну или требуют этого интересы группы.

В эмоционально-волевой сфере подростков, совершающих преступления, ч всего фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, несамокритично Выраженное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15-25 % случ Следовательно, причина совершения преступлений не в слабоволии, а отрицательной волевой направленности.

В связи с этим в ИУ можно выделить: подростков с сильной волей, подростк< отрицательно проявляющимися волевыми качествами, слабовольных.

По многим регионам страны в последние годы наблюдается интенсивный р преступности среди несовершеннолетних с аномалиями в психике. Каждый 7-1 подросток имеет достаточно выраженные отклонения в нервно-психичес! состоянии. Подавляющую часть из них составляют лица не с тяжелыми и стойка заболеваниями, а с психопатическими чертами личности и остаточными явленш после перенесенных родовых и иных травм. У 83 % психопатические чег приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни, семейного воспитан наличия различных нервно-психических заболеваний их родителей, алкоголю пьянства, противоправного и аморального образа жизни.

Классификация несовершеннолетних осужденных по различи! признакам

Персонал в различных воспитательных колониях в зависимости проявляющихся особенностей может по-разному классифицировг несовершеннолетних осужденных на категории, например:

• склонные к агрессивности, нарушению режима, суициду, побегу;

• имеющие затруднения в общении с персоналом, другими осужденные родителями;

• имеющие отклонения в развитии;

• бывшие беспризорники;

• социальные сироты;

• лица без образования;

• имеющие особые жизненные проблемы.

Основания постановки на учет для оказания приоритетной социальной помощи и распределения несовершеннолетних осужденных по категориям в ВК женского пола (на примере одной из ВК):

• попытка совершения побега;

• самоповреждения, признаки возможного совершения либо попытка суицида;

• эпилепсия и отклонения психического характера;

• сироты и социальные сироты;

• дети лиц, являющихся авторитетами преступного мира;

• дети, родители которых находятся в местах лишения свободы;

• дети, родители которых лишены родительских прав;

• дети, длительное время употреблявшие наркотики и алкоголь;

• дети, которые длительное время вели бродяжий образ жизни;

• дети, имеющие сильную степень криминальной зараженности и т. д.

Примерная классификация осужденных молодежного возраста и несовершеннолетних в ИУ (для лиц мужского пола) в соответствии с понятиями криминальной субкультуры (по В.Ф.Пирожкову):

1. Фактический лидер - «пахан», «бугор».

2. Приближенные лидера, хранители законов и норм криминальной субкультуры - «блатные, отрицалы»,

3. Стремящиеся занять место приближенного к лидеру - «приблатненные».

4. Пользующиеся доверием в своей среде - «кореша, кенты».

5. «Нормально живущие пацаны».

6. На побегушках, прислуживающие - «шестерки».

7. Грязнули, отверженные, забитые, стоящие на нижней ступени иерархии, подбирающие объедки, запятнавшие доносительством, изгнанные из группы, шуты - «чушки, радисты, махновцы, крысы, вафлеры, обиженники».

8. Лица, не признающие воровских законов и других правил группировок, занимающие самостоятельную позицию - «анархисты, фрукты, плебеи».

9. Честно работающие, не вмешивающиеся в дела группировок, - «мужики, работяги, быки».

Примечание. В различных регионах страны классификация, (наименования) категорий несовершеннолетних и молодежного возраста осужденных в соответствии с «правилами» криминальной субкультуры может быть несколько другой.

Негативные явления в поведении осужденных молодежного возраста и несовершеннолетних, которые могут наблюдаться в учреждениях УИС:

1. Наличие в ВК враждующих между собой группировок.

2. Предмет общения, места сборов, вся деятельность групп (группировок) по правилам подлежит сокрытию от взрослых, контролирующих их поведение. Правила обязательны для всех. Нарушители правил караются жестоко.

3. В группировках может наблюдаться:

• жесткая групповая стратификация (иерархия ролей) и нали неофициальных, мелких исключений из правил для лидеров группиров

• распространенность уголовного жаргона, азартных игр «под интерес группах;

• психологическая, а нередко и физическая изоляция «отверженных»;

• наличие кличек у членов групп;

• факты вымогательства денег, продуктов питания, личных вещей;

• групповые нарушения режима;

• «прописка» новичков, распространенность тюремных клятв;

• уклонение от определенных хозяйственных и других «грязны непрестижных видов работы (уборка территории и помещений).

4. Отказ от участия в работе самодеятельных организаций осужденных.

5. В столовой может иметь место появление «меченых» столов, посудь других предметов.

6. Могут наблюдаться факты побегов из ВК, в том числе групповых.

7. Проявления «тюремной лирики», способов проведения досу изготовление поделок ручной работы из дерева, глины, металла, друг материалов, характерных только для мест лишения свободы.

8. Случаи токсикомании, употребления алкоголя и наркотиков.

9. Распространенность татуировок тюремного содержания.

10. Факты половых извращений и сексуальных издевательств и «заслужившими», слабыми, неспособными дать отпор.

11. Порча общественного имущества, инвентаря, продукции.

12. Проявление симуляции заболеваний и членовредительства.

Главная особенность в организации социально-педагогической деятельности ВК по адаптации несовершеннолетних к жизни на свободе состоит в вовлечении их учебно-воспитательный процесс.

Учебно-воспитательный процесс в ВК ~ это процесс возвращения вновь учебно-образовательной деятельности и продолжения социализации в условш обеспечения правопослушности несовершеннолетних осужденных, которые прервш личностное развитие по общепринятым в обществе правилам в связи с ведение, асоциально-криминального образа жизни.

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в ВК:

а) обязательность посещения всеми несовершеннолетними осужденным учебно-воспитательных мероприятий, предусмотренных учебным программами, планами воспитательной работы и распорядком дня в ВК;

б) пребывание несовершеннолетних осужденных в ходе осуществления учебно воспитательного процесса под постоянным контролем со сторонь персонала ВК;

в) возможность применения к несовершеннолетним осужденным, допустивши» различные нарушения в процессе учебно-воспитательной деятельности, ме} дисциплинарного воздействия в соответствии с уголовно-исполнительны» законодательством РФ;

г) привлечение к участию в учебно-воспитательном процессе и социальной работе с осужденными внешних сил: представителей государственных структур, их организаций, попечительского совета, родительского комитета, общественных организаций-объединений, религиозных конфессий и др.

Международно-правовые документы об уголовном правосудии и исполнении наказаний, касающихся несовершеннолетних правонарушителей, содержат важные требования:

Конвенция о правах ребенка (1989):

1) содействие «его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе» (ст. 40.1);

2) обеспечение «такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления» (ст. 40.4).

Эр-Риядские «Руководящие принципы» (1990) содержат предупреждение о недопустимости употребления в отношении несовершеннолетнего термина «преступник», что является развитием правила: не допускать причинения ущерба репутации несовершеннолетнего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: