Тема: «Культура и общество»

1. Какую из указанных подсистем Л.Уайт – сторонник эволюционного подхода в рассмотрении культуры не считал составной частью культурной системы:

а) технологическая;

б) социальная;

б) символическая;

г) идеологическая;

2. Как определял американский социолог Э.Хобель понятие «культурный элемент», введенное для анализа структуры культуры:

а) необходимый компонент, включенный в структуру культуры;

б) неделимая единица поведенческого образца или материального продукта;

в) единичный акт во взаимодействии материальных и духовных свойств культуры;

г) материальный или духовный артефакт структурного комплекса культуры;

3. С чего начинается цикл распространение культурных образцов в современном обществе в концепции французского исследователя А.Моля:

а) деятельности творческих личностей;

б) создания нормативных образцов;

в) демонстрации культурного образца;

г) признания членами общества креативности культурного продукта.

4. Какой из имеющихся типов культуры является противоположным по отношению к массовой культуре:

а) народная;

б) контркультура;

в) национальная;

г) элитарная.

5. Приведите в соответствие указанный элемент, представляющий стержневую основу культуры и автора, считающего его в качестве такового:

а) А.Ф.Лосев – идеалы;
б) В.С. Степин – символы;
в) Э. Кассирер – мифы;
г) В.П.Вранский – картина мира.

6. Какая из перечисленных задач не относится к необходимым при социологическом изучении культуры:

а) определить репрезентативные идеи и установить их производителя;

б) выяснить каналы и средства их распространения;

в) провести анализ ситуаций распространения репрезентативных идей;

г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп.

7. Выберите одну из закономерностей, которую социологи выделяют как фундаментальную в развитии культуры:

а) неравномерность в развитии культуры;

б) зависимость культуры от материального производства;

в) преемственность в развитии культуры;

г) зависимость культуры от ценностных ориентаций личности.

8. Определите главную функцию массовой культуры в обществе:

а) адаптационная;

б) развлекательно-компенсаторная;

в) регуляционная;

г) ценностно-ориентационная.

9. Какой из перечисленных элементов не является составной частью механизма упорядочивания ценностей в развитой устойчивой культуре?

а) выделение доминантных ценностей;

б) распределение ценностей по разным социальным сферам;

в) определение ценностных образцов;

г) распределение ценностей по разным социальным слоям.

10. Соотнесите между собой тип социальной нормы и представленный пример:

а) не перебивай собеседника – норма общечеловеческая;
б) действуй в своих интересах исходя из общих целей – норма общения;
в) чего не хочешь себе, того не делай другим – норма правило;
г) добивайся целей законными средствами – норма групповая.

11. Какое из имеющихся определений наиболее оптимально определяет содержание понятия социальная норма в контексте социально науки:

а) частный случай групповых оценок, поддерживаемый механизмом санкций;

б) способ интеграции групповых действий и контроля над поведением;

в) предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия;

г) средство социальной регуляции поведения индивидов и групп.

12. Какой из компонентов не относится к необходимым при анализе девиантного поведения:

а) норма, которая является критерием оценки поведения как девиантного;

б) общество, группа, организация, реагирующая на данное поведение;

в) санкция, предусмотренная за девиантное поведение;

г) люди, которым свойственно определенное поведение.

13. Что вы отнесете к процессу вторичной девиации:

а) нарушение членом группы норм взаимодействия в группе;

б) стигматизация девианта членами группы;

в) контроль над поведением девианта;

г) уход девианта из-под влияния социальных норм.

14. Какая из форм поведения относится к девиантной:

а) ретреатизм;

б) наркомания;

в) героизм;

г) нигилизм.

15. Какой из перечисленных факторов польский социолог Я.Щепаньский не считал основой системы социального контроля:

а) система формальных и неформальных институтов;

б) всеобщее признание в данной социальной общности норм и ценностей;

в) создание комплекса санкций за выход из системы социального контроля;

г) формирование у личности в процессе социализации определенных образцов поведения.

16. Какую из указанных функций не выполняет социальная норма в обществе?

а) регуляции;

б) интеграции;

в) контроля;

г) инновации.

Тема: «Социальное управление»

1. Какое содержание вкладывал в понятие управлять создатель теории административной управления Анри Файоль:

а) реализовывать все этапы управленческого цикла;

б) вести предприятие к цели, извлекая максимум из имеющихся ресурсов;

в) повышать качественный уровень административной деятельности;

г) извлекать максимум прибыли при минимуме ресурсов.

2. Какой из принципов управления не был разработан основоположником науки об управлении - Фредериком Тейлором:

а) внедрение экономных методов работы;

б) профессиональный подбор и обучение кадров;

в) сотрудничество администрации и работников;

г) необходимость постоянной мотивации работников администрацией.

3. Что означает скалярный принцип управления в «классической» теории организаций?

а) только одно лицо несет всю полноту ответственности в организации;

б) необходимость иерархической многоуровневой структуры организации;

в) объем власти и уровень ответственности должны совпадать;

г) необходимость функционального распределения обязанностей.

4. К какому фундаментальному выводу пришел Элтон Мейо, занимавшийся социологией организаций и создавший доктрину «человеческих отношений»:

а) труд приносит не меньше удовольствие, чем игра;

б) производственная организация – сфера удовлетворения социальных потребностей;

в) роль экономических форм стимулирования труда ограничена;

г) для повышения эффективности организации необходимо внедрять новые технологии;

5. В чём состоит социальных смысл идеи «менеджерской революции», разработанной Дж. Бернхаймом:

а) класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих;

б) создаются принципиально новые принципы управления обществом;

в) все большее количество классов принимают участие в управлении;

г) в рыночном обществе основа среднего класса – менеджеры.

6. Выберите определение, наиболее оптимально раскрывающее содержание понятия структура управления:

а) форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления;

б) количество и состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимная связь;

в) упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающая ее функционирование как единого целого;

г) комплекс связей и отношений, реализующих определенные цели.

7. Что означает «принцип исключения» в управлении организацией:

а) диапазон максимального контроля распространяется на тех служащих, которые могут быть исключены из организации;

б) регулярно повторяющиеся действия и решения следует делегировать подчиненным, закрепляя за руководством задачу разрешения неординарных ситуаций;

в) начальник отвечает за достигнутые результаты даже тогда, когда полномочия для решения задачи были переданы им одному из его подчиненных;

г) служащих находится в постоянном подчинении у начальника, если он не будет исключен из организации.

8. Какой принципов наиболее значимый в структуре организации:

а) надо поддерживать соответствие между функциями и обязанностями при создании структуры организации;

б) формирование структуры управления надо связывать с определением полномочий и ответственности для каждого работника организации;

в) организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации, быть подчиненной производству и его потребностям;

г) организационная структура управления должна адекватно отражать запросы внешней среды.

9. Что определяет организационная структура в системе управлении:

а) состав и соотношение различных уровней в организации производства и форму организации;

б) ориентацию на решение задач, связанных с созданием условий для производства;

в) способ реагирования на изменения, происходящие во внешней среде;

г) порядок взаимодействия между элементами организации.

10. Какой принцип составляет фундаментальную основу линейно-функциональной организации управления:

а) каждый специалист реализует предписанный ему объем функций;

б) специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации;

в) оценка результатов деятельности организации оценивается по степени реализации целей и задач;

г) эффективность организации зависит от качества структуры управления.

11. Что представляет собой модель матричной структуры организации:

а) совокупность организационных структур изменяется от запросов внешней среды;

б) порядок взаимодействия между структурами реализуется по сетевому принципу;

в) каждое звено организации взаимодействует со всеми остальными;

г) совокупность рабочих групп создается под конкретную задачу и существует короткое время.

12. Какая ключевая характеристика определяет дивизиональную (от анг. division – подразделение) модель организационной структуры:

а) структуризация в зависимости от потребительской специализации;

б) сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением;

в) комплекс подразделений в организационной структуре меняется под воздействием внешней среды;

г) процесс управления меняется в зависимости от структуры организации.

13. Какая из перечисленных функций управления не включена в административную теорию управления А.Файоля:

а) планирование;

б) организация;

в) оценка;

г) контроль.

14. Отнесите каждую из указанных характеристик к административной системе управления или менеджменту:

а) профильные знания –  
б) непрофильные знания –  
в) искусство управления людьми приобретается при обучении –  
г) искусство управления людьми приобретается в процессе работы –  

15. Что означает принцип Питера, отражающий закономерность карьерного роста:

а) руководитель должен продвигаться именно потому, что становится некомпетентным;

б) карьерный рост в иерархии зависит от уровня квалификации;

в) в должностной иерархии каждый руководитель продвигается до уровня своей некомпетентности;

г) карьерный рост ограничен количеством претендентов на более высокие должности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: