1. Какую из указанных подсистем Л.Уайт – сторонник эволюционного подхода в рассмотрении культуры не считал составной частью культурной системы:
а) технологическая;
б) социальная;
б) символическая;
г) идеологическая;
2. Как определял американский социолог Э.Хобель понятие «культурный элемент», введенное для анализа структуры культуры:
а) необходимый компонент, включенный в структуру культуры;
б) неделимая единица поведенческого образца или материального продукта;
в) единичный акт во взаимодействии материальных и духовных свойств культуры;
г) материальный или духовный артефакт структурного комплекса культуры;
3. С чего начинается цикл распространение культурных образцов в современном обществе в концепции французского исследователя А.Моля:
а) деятельности творческих личностей;
б) создания нормативных образцов;
в) демонстрации культурного образца;
г) признания членами общества креативности культурного продукта.
4. Какой из имеющихся типов культуры является противоположным по отношению к массовой культуре:
|
|
а) народная;
б) контркультура;
в) национальная;
г) элитарная.
5. Приведите в соответствие указанный элемент, представляющий стержневую основу культуры и автора, считающего его в качестве такового:
а) А.Ф.Лосев – | идеалы; |
б) В.С. Степин – | символы; |
в) Э. Кассирер – | мифы; |
г) В.П.Вранский – | картина мира. |
6. Какая из перечисленных задач не относится к необходимым при социологическом изучении культуры:
а) определить репрезентативные идеи и установить их производителя;
б) выяснить каналы и средства их распространения;
в) провести анализ ситуаций распространения репрезентативных идей;
г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп.
7. Выберите одну из закономерностей, которую социологи выделяют как фундаментальную в развитии культуры:
а) неравномерность в развитии культуры;
б) зависимость культуры от материального производства;
в) преемственность в развитии культуры;
г) зависимость культуры от ценностных ориентаций личности.
8. Определите главную функцию массовой культуры в обществе:
а) адаптационная;
б) развлекательно-компенсаторная;
в) регуляционная;
г) ценностно-ориентационная.
9. Какой из перечисленных элементов не является составной частью механизма упорядочивания ценностей в развитой устойчивой культуре?
а) выделение доминантных ценностей;
б) распределение ценностей по разным социальным сферам;
в) определение ценностных образцов;
г) распределение ценностей по разным социальным слоям.
10. Соотнесите между собой тип социальной нормы и представленный пример:
|
|
а) не перебивай собеседника – | норма общечеловеческая; |
б) действуй в своих интересах исходя из общих целей – | норма общения; |
в) чего не хочешь себе, того не делай другим – | норма правило; |
г) добивайся целей законными средствами – | норма групповая. |
11. Какое из имеющихся определений наиболее оптимально определяет содержание понятия социальная норма в контексте социально науки:
а) частный случай групповых оценок, поддерживаемый механизмом санкций;
б) способ интеграции групповых действий и контроля над поведением;
в) предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия;
г) средство социальной регуляции поведения индивидов и групп.
12. Какой из компонентов не относится к необходимым при анализе девиантного поведения:
а) норма, которая является критерием оценки поведения как девиантного;
б) общество, группа, организация, реагирующая на данное поведение;
в) санкция, предусмотренная за девиантное поведение;
г) люди, которым свойственно определенное поведение.
13. Что вы отнесете к процессу вторичной девиации:
а) нарушение членом группы норм взаимодействия в группе;
б) стигматизация девианта членами группы;
в) контроль над поведением девианта;
г) уход девианта из-под влияния социальных норм.
14. Какая из форм поведения относится к девиантной:
а) ретреатизм;
б) наркомания;
в) героизм;
г) нигилизм.
15. Какой из перечисленных факторов польский социолог Я.Щепаньский не считал основой системы социального контроля:
а) система формальных и неформальных институтов;
б) всеобщее признание в данной социальной общности норм и ценностей;
в) создание комплекса санкций за выход из системы социального контроля;
г) формирование у личности в процессе социализации определенных образцов поведения.
16. Какую из указанных функций не выполняет социальная норма в обществе?
а) регуляции;
б) интеграции;
в) контроля;
г) инновации.
Тема: «Социальное управление»
1. Какое содержание вкладывал в понятие управлять создатель теории административной управления Анри Файоль:
а) реализовывать все этапы управленческого цикла;
б) вести предприятие к цели, извлекая максимум из имеющихся ресурсов;
в) повышать качественный уровень административной деятельности;
г) извлекать максимум прибыли при минимуме ресурсов.
2. Какой из принципов управления не был разработан основоположником науки об управлении - Фредериком Тейлором:
а) внедрение экономных методов работы;
б) профессиональный подбор и обучение кадров;
в) сотрудничество администрации и работников;
г) необходимость постоянной мотивации работников администрацией.
3. Что означает скалярный принцип управления в «классической» теории организаций?
а) только одно лицо несет всю полноту ответственности в организации;
б) необходимость иерархической многоуровневой структуры организации;
в) объем власти и уровень ответственности должны совпадать;
г) необходимость функционального распределения обязанностей.
4. К какому фундаментальному выводу пришел Элтон Мейо, занимавшийся социологией организаций и создавший доктрину «человеческих отношений»:
а) труд приносит не меньше удовольствие, чем игра;
б) производственная организация – сфера удовлетворения социальных потребностей;
в) роль экономических форм стимулирования труда ограничена;
г) для повышения эффективности организации необходимо внедрять новые технологии;
5. В чём состоит социальных смысл идеи «менеджерской революции», разработанной Дж. Бернхаймом:
а) класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих;
б) создаются принципиально новые принципы управления обществом;
в) все большее количество классов принимают участие в управлении;
|
|
г) в рыночном обществе основа среднего класса – менеджеры.
6. Выберите определение, наиболее оптимально раскрывающее содержание понятия структура управления:
а) форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления;
б) количество и состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимная связь;
в) упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающая ее функционирование как единого целого;
г) комплекс связей и отношений, реализующих определенные цели.
7. Что означает «принцип исключения» в управлении организацией:
а) диапазон максимального контроля распространяется на тех служащих, которые могут быть исключены из организации;
б) регулярно повторяющиеся действия и решения следует делегировать подчиненным, закрепляя за руководством задачу разрешения неординарных ситуаций;
в) начальник отвечает за достигнутые результаты даже тогда, когда полномочия для решения задачи были переданы им одному из его подчиненных;
г) служащих находится в постоянном подчинении у начальника, если он не будет исключен из организации.
8. Какой принципов наиболее значимый в структуре организации:
а) надо поддерживать соответствие между функциями и обязанностями при создании структуры организации;
б) формирование структуры управления надо связывать с определением полномочий и ответственности для каждого работника организации;
в) организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации, быть подчиненной производству и его потребностям;
г) организационная структура управления должна адекватно отражать запросы внешней среды.
9. Что определяет организационная структура в системе управлении:
а) состав и соотношение различных уровней в организации производства и форму организации;
б) ориентацию на решение задач, связанных с созданием условий для производства;
в) способ реагирования на изменения, происходящие во внешней среде;
г) порядок взаимодействия между элементами организации.
|
|
10. Какой принцип составляет фундаментальную основу линейно-функциональной организации управления:
а) каждый специалист реализует предписанный ему объем функций;
б) специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации;
в) оценка результатов деятельности организации оценивается по степени реализации целей и задач;
г) эффективность организации зависит от качества структуры управления.
11. Что представляет собой модель матричной структуры организации:
а) совокупность организационных структур изменяется от запросов внешней среды;
б) порядок взаимодействия между структурами реализуется по сетевому принципу;
в) каждое звено организации взаимодействует со всеми остальными;
г) совокупность рабочих групп создается под конкретную задачу и существует короткое время.
12. Какая ключевая характеристика определяет дивизиональную (от анг. division – подразделение) модель организационной структуры:
а) структуризация в зависимости от потребительской специализации;
б) сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением;
в) комплекс подразделений в организационной структуре меняется под воздействием внешней среды;
г) процесс управления меняется в зависимости от структуры организации.
13. Какая из перечисленных функций управления не включена в административную теорию управления А.Файоля:
а) планирование;
б) организация;
в) оценка;
г) контроль.
14. Отнесите каждую из указанных характеристик к административной системе управления или менеджменту:
а) профильные знания – | |
б) непрофильные знания – | |
в) искусство управления людьми приобретается при обучении – | |
г) искусство управления людьми приобретается в процессе работы – |
15. Что означает принцип Питера, отражающий закономерность карьерного роста:
а) руководитель должен продвигаться именно потому, что становится некомпетентным;
б) карьерный рост в иерархии зависит от уровня квалификации;
в) в должностной иерархии каждый руководитель продвигается до уровня своей некомпетентности;
г) карьерный рост ограничен количеством претендентов на более высокие должности.