Методика подсчета резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции

Резервы – это неиспользованные возможности повышения отдачи от произведенных вложений в различные виды ресурсов (материальные, трудовые, финансовые). Резервы характеризуются разницей между достигнутым уровнем использования производственных ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала п/п. На изменение с/с продукции оказывают влияние 3 фактора: 1. Изменение кол-ва выпускаемой продукции в натуральном выражении. Два способа расчета. Первый - основывается на определении роста общего кол-ва проданной продукции по сравнению с предыдущим периодом и применение данного коэффициента, как единого для всех видов продукции, поскольку такой расчет позволяет определить структуру фактического выпуска продукции по структуре прошлого года. Второй способ - определение выпуска и продажи продукции в прошлом году и перенесение структуры на показатели отчетного периода. 2. Влияние структуры сдвигов в выпуске и реализации. Для определения структуры сравниваются показатели отчетного периода с кол-вом по структуре прошлого года в единых ценах прошлого года. 3. Изменение цен на проданную продукцию. Стоимость фактически выпущенной или проданной продукции в ценах отчетного периода сравнивается с выпуском этой продукции в ценах прошлого года. Если какой-то из факторов увеличивает с/с, то нужно нейтрализовать его негативное влияние. Это и будет резервом снижения с/с продукции.

2. Анализ выпуска продукции. Факторы, влияющие на выполнение производственной программы предприятия. Основной задачей анализа производства и реализации продукции является вскрытие и мобилизация внутренних резервов роста этих показателей. Для решения данной задачи необходимо выявить и изучить влияние факторов, воздействующих на обьем выпуска и продаж продукции, и разработать мероприятия, направленные на повышение названных показателей. Для целей факторного анализа используют баланс товарной продукции, т.е аддитивную модель факторной зависимости. Так как выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс выглядит следующим образом: ГПн+ТП+ОТн=РП+ОТк+ГПк. Расчет влияния данных факторов на обьем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми их значениями и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. На итог хоз.деятельности влияют как производственные(средства труда, предметы труда и непосредственно труд), та и непроизводственные факторы. Поэтому, изучая обьемы производства, необходимо все многочисленные факторы, входящие в каждую из этих групп, дифференцировать на количественные и качественные, а затем измерить влияние каждого из них на изменение выпуска продукции. Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих обьем производства продукции. Их можно обьединить в три группы: 1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования: ВП=ЧР*ГВ; РП=ЧР*ГВ*Дв (ВП-валовая продукция, ЧР-среднегодовая численность работников, ГВ-годовая выработка, Дв- доля реализованной продукции(выручки) в общем обьеме валовой продукции), 2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования: ВП=ОПФ*ФО; РП=ОПФ*ФО*Дв (ОПФ-среднегодовая стоимость основных производственных фондов, ФО-фондоотдача),

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования: ВП=МЗ*МО; РП=МЗ*МО*Дв (МЗ-материальные затраты, МО- материалоотдача). Расчет влияния данных факторов на обьем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа.

По приведенным в таблице данным, рассчитайте итоговые показатели. Постройте факторную модель прибыли от продаж и исчислите влияние цены, себестоимости и обьема продаж на изменение ее суммы, методами детерминированного факторного анализа. Сделайте вывод по полученным данным.

  Таблица 1. Исходная информация для проведения анализа  
               
Показатель Изделие А Изделие Б Итого
           
  Обьем продаж,шт            
  Цена, тыс.руб         Х Х
  Выручка, тыс.руб            
  Себестоимость еденицы продукции, тыс.руб         Х Х
  Себестоимость продукции, тыс.руб            
               
  Сравниваем 2012(базисный) и 2013(отчетный)      
               
  Прибыль 2012 год= выручка-себестоимость (5175000-3921600=1253400р)  
  Прибыль 2013 год= выручка-себестоимость (6483200-4815000=1668200р)  
     
  Прибыль2013-прибыль2012=1668200-1253400=414800р      
  прибыль от продаж увеличилась на 414800р за счет изменения:    
  а) влияние изменения цен на продукцию:        
  ∆Р4 = N1 – N1.0, где          
  N1 – V проданной продукции за отчетный период      
  N1.0 – V проданной продукции в ценах и тарифах базисного периода  
  ∆Р4 = 6483200 – 5175000 = 1308200 руб.        
  Увеличение прибыли в связи с изменением цен на продукцию составило 1308200 руб.
  б) влияние изменения себестоимости проданной продукции:    
  ∆Р3=С1 – С1.0, где            
  С1 – фактическая с/с реализованной продукции отчетного года.    
  С1.0 – фактическая с/с в ценах и тарифах базисного периода    
  ∆Р3 = 4815000 – 3921600 = -893400 рублей        
  Рост себестоимости проданной продукции привело к уменьшению прибыли на 893400 тыс. руб.
  Итого=1308200-893400=414800т.руб.        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: