Маркетинговый анализ, его предмет и объекты исследования, методика его проведения. Использование результатов маркетингового анализа в текущем и перспективном планировании объема производства и продаж.
К принципам маркетингового анализа (МА) относят: 1. изучение рынков сбыта; 2. максимальное удовлетворение потребностей потребителей; 3. поиск и организация рынков сбыта для реализуемой продукции; 4. необходимость в разработки плана на кратко- и долгосрочной перспективе; К основным объектам МА относят – рынки сбыта, конкуренцию, ценообразование, товар. Для анализа этих объектов осуществляют следующие аналитические процедуры: а) исследуют состояние рынков; б) изучают потенциальных и существующих покупателей; в) анализируют рыночную конъюнктуру; г) изучают и анализируют рыночные цены; д) анализируют технико-экономический потенциал п/п. Маркетинговые исследования используют для формирования плана, в основе которого лежит смета продажи продукции. Данная смета должна включать: а) информацию о прогнозируемой выручки по каждому товару; б) информацию о прогнозной цене по каждой единице продукции. Плановая выручка определяется в натуральном выражении и на основе данных за прошлый год. При этом необходимо учитывать факторы: 1) рыночную конъюнктуру; 2) технико - экономический возможности п/п; 3) ценовую и сбытовую политику. При планировании цены необходимо учитывать внешние и внутренние факторы. Внешние – 1. востребованность товара на рынках сбыта; 2. существование аналогов данного товара; 3. ценовая политика конкурентов; 4. не соответствие в товаре принципа «цена – качество» по мнению потребителей. Внутренние – 1. поиск резервов к снижению с/с; 2. качество живого и общественного труда; 3. использование в производстве ресурсов, количество которого ограничено.
|
|
Для проведение маркетингового анализа большое значение играет анализ положения товаров на рынках сбыта. От результатов этого анализа зависит объем продаж, средний уровень цен на продукцию, выручка от продаж и объем полученной прибыли. В первую очередь изучают динамику о положении каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет. По результатам такого анализа выделяют 4 категории товаров: 1. «звезды» - товары, которые приносят основную прибыль и способствует экономическому росту. 2. «доходные коровы» - данные товары переживают период зрелости, не значительно способствует экономическому росту. Не нуждается в инвестициях, и приносят прибыль, которая в основном используется на финансирование «трудных детей». 3. «трудные дети» - новые товары, которые нуждаются в рекламе и в продвижении на рынке, не приносящие пока прибыль. 4. «мертвый груз» - не жизнеспособные товары. После такой классификации товаров определяют, на какой стадии находится товар, на отдельных сегментах рынка. Выделяют следующие циклы: 0. (стадия) – характеризуется изучением идеи разработки нового товара; 1. – выясняется, будет ли товар иметь спрос на рынке, прибыль не значительна, по сколько существенную долю занимает реклама; 2. – товар начинает приносить прибыль, которая покрывает все расходы, но при этом нужно достаточно средств на рекламную поддержку; 3. – товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход; 4. – объем продаж снижается не заметно, а затем резко возрастает. При этом необходимо во время уловить спад спроса на товар, путем его совершенствования или заменить его на другой. Маркетинговые исследования используют для формирования плана, в основе которого лежит смета продажи продукции. Данная смета должна включать в себя данные: а) информацию о прогнозируемой выручки по каждому товару; б) информацию о прогнозной цене по каждой единице продукции. Плановая выручка определяется в натуральном выражении и на основе данных за прошлый год.
|
|
1. Анализ и оценка влияния факторов на изменение прибыли от продаж.
Прибыль от продаж – это важнейшая составная часть прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Прибыль (убыток) от продаж = Валовая прибыль – с/с коммерческих расходов – с/с управленческих расходов. Анализ начинают с определения абсолютного изменения прибыли от продаж за анализируемый период: Пр от продаж=П1-П0. Далее осуществляют расчет влияния факторов. 1. Влияние на прибыль кол-ва проданной продукции = Прибыль от продаж * (Индекс объема продаж – 1), Индекс объема=(кол-во1*цена0)/(кол-во0*цена0). 2. Влияние на прибыль от продаж ассортимента или структуры реализованной продукции = Пр1 – (П продаж0 + П продаж0 * (Индекс объема продаж – 1). 3. Влияние на прибыль изменения цен на продаваемую продукцию = Выручка1 – (цена*кол-во). 4. Влияние на прибыль с/с проданной продукции. 5. Влияние на прибыль от продаж величины коммерческих расходов = - (Sком.расх1 – Sком.расх0). 6. Влияние на прибыль от продаж величины управленческих расходов = - (Sуправ.расх1 – Sуправ.расх0). Затем составляется баланс отклонений, т.е. совокупное влияние факторов. Анализ позволяет выяснить конкретные причины изменения объема продаж, причины удорожания с/с и возможности дальнейшего повышения цен. По результатам факторного анализа принимаются управленческие решения по планированию выпуска и продажи продукции, объемов производства конкретных видов продукции, цен на них и допустимых затрат.
Задача По данным бухгалтерского баланса рассчитать влияние факторов на изменение рентабельности активов в расчетном году по сравнению с предыдущим годом
Уловное обозначение | Изменение (+, -) | |||||
Исходные данные | ||||||
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб | П | -740 | ||||
Среднегодовые остатки всех активов, тыс. руб. | Аср | |||||
Среднегодовые остатки собственного капитала, тыс. руб | СКср | |||||
Выручка, тыс. руб. | В | |||||
Расчетные данные | ||||||
Рентабельность активов, % | Rа=П/Аср*100 | 6.7917 | 5.3653 | -1.4264 | ||
Коэф. Автономности | Кав=СКср/Аср | 0.7195 | 0.7050 | 0.0145 | ||
Коэф.Оборачиваем. СК | Обск=В/СКср | 0.8741 | 0.9278 | 0.0537 | ||
Рентабельность продаж, | Rпр= П/В | 10.7992 | 8.2025 | -2.5967 | ||
Расчетвлиянияфакторов | ||||||
Влияние на изменение рентабельности активов факторов – всего, %В том числе: | ||||||
-1,4264 | ||||||
а) | Коэф. Автономности | ? | ||||
б | Коэф.Оборачиваем. СК | ? | ||||
в) | Рентабельности продаж | ? | ||||
БАЛАНС ОТКЛОНЕНИЙ, % | -1,4264 |
|
|