double arrow

Специфика философского знания, его функции и структура


Философия выступает как преодоление, снятие тех недостатков, которые присущи более ранним формам мировоззрения с одновременным удержанием их положительного содержания. Философии достаются в наследство уже известные нам мировоззренческие вопросы, исчерпывающего ответа на которые так и не дали ни миф, ни религия. Философия стремится найти ответы на эти вопросы своими собственными средствами, отличными от ранних форм мировоззрения. Что же это за иные средства?

Однако прежде обратим внимание на содержание самого термина «философия». В прямом переводе философия означает «любовь к мудрости» и, следовательно, она выступает как рациональное мироуяснение. Подчеркнем еще раз: философия – это не мудрость, а любовь, стремление к мудрости, поэтому философ – не мудрец, а ищущий путь к этой мудрости. Кстати, понятие пути является одним из древнейших архетипов человеческого сознания. Любовь к мудрости предполагает определенную дистанцию от мудрости и определенную рефлексию. Рефлексией называют способность сознания контролировать и познавать само себя. Сравните два высказывания: 1. «Я знаю» 2. «Я знаю, что я знаю». Последнее носит явно рефлексивный характер. Таким образом, рефлексия и является одним из самых важных, собственно философских средств познания.




Итак, философия – это переход от мудрости к рефлексивному знанию и наиболее подходящим определением философии на данном этапе нашего рассуждения может быть определение ее как ума, который начинает думать о самом уме или «сознание вслух». Специфику философского мировоззрения как рационального мироуяснения передает символ змеи, которая кусает себя за хвост.

Философия начинается с вопроса о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания, Переходя от собственной сущности к первоначалам бытия, философия трансцендирует, преодолевает границы отдельных предметов, связывая единичное и всеобщее, случайное и необходимое. Противопоставляя вере сомнение, философия стремится к истине, т.е. к соответствию мысли действительному положению дел. Но Истину, Добро и Красоту философ соотносит с жизнью, оценивая ее в метрике человеческих смыслов.

Однако философия включена не только во множество форм мировоззрения, но и еще в одно множество, родоначальником которого она является. Это система множества наук. Философия выступает как мировоззрение, которое стремится построить себя по типу науки. Это множество богато и постоянно увеличивается, есть науки, носящие явно частный характер, есть науки, претендующие на то же место что и философия: общая теория систем, кибернетика, теория игр и т.д.

Включив философию во множество наук, указав на то, что это рациональное мироуяснение, мы вправе задать себе вопрос об отличии философии от других наук. Особое место философского знания состоит в специфике предмета философии, а предметом ее является мир как целое. Но это целое состоит из природы, общества и мыслящего человека, ничего другого в нем нет. Однако надо еще понять, что делает эти части целым. Поэтому философию интересуют такие законы, которые являются общими и для природы, и для общества, и для человеческого мышления.



Следовательно, гармоничное и целостное рассмотрение мира с позиций выявления в нем универсальных законов – это и есть специфика предмета философии. Все другие науки подходят к миру расчленяющее, аналитически. В отличие от них философский подход является синтезирующим, целостным и поэтому знание, которое добывается философией, является всеобщим, универсальным. Это та же рефлексия, умение ума наблюдать собственные основания, контролировать свою собственную деятельность.

Отсюда видно, что философия не рядовое, а особое место, что позволяет дать еще одно ее определение. Философия – это теория всеобщего. Это знание, близкое к сакральному, знание, которое дает человеку колоссальные возможности для постижения окружающего мира. Знание закономерностей окружающего мира, как правило, выражается в категориях. Так вот, известно толкование термина «категория» как обвинение, приговор. Это не просто обозначение, поименование предмета, это вопрошание смысла предмета, «обвинение» этого предмета, тайна предмета.



Следует отметить, что предмет философии не исчерпывает всей ее специфики, которая есть не просто знание о всеобщих законах окружающего мира, хотя и это невероятно сложно. Философия – это еще и мировоззрение. Этот исток философии сращен с эмоционально-чувственной стороной человеческого Я, со смысложизненным отношением к миру, включающим в себя всю палитру человеческих переживаний: страх, страдание, заботу, надежду, стремление все изменить, поиск счастья. Другой исток философии претендует на постижение безличных первоначал и первопричин, выявление истины мира. Такая изначальная раздвоенность философии, попытка органично соединить личное с безличным есть ее внутренняя мета.

Как наука, постигающая реальные отношения в объективном мире и познании, философия развивается, ее построения преходящи (что и подчеркивал Гегель в своей историко-философской концепции). Но как ценностно-личное проявление духа, как смысложизненная ориентация сознания философское учение прорывает пелену времени, оно обращается к Вечности, а потому ни «устареть», ни уступить свое уникальное место в культуре ее новым образованиям оно не может. «Старое» и «новое» - на равных – представляют мировую философию, как в равной мере представляют нашу земную цивилизацию Будда и Христос, Эсхил и Шекспир, Вергилий и Данте, независимо от веков и тысячелетий, разделяющих их по времени.

Особое положение философии не позволяет, да и не требует отделять ее какими-то четкими границами от других форм духовной деятельности, Поэтому любое значимое событие, происходящее в той или иной сфере общественной деятельности, несомненно, отзывается в философии, заставляет ее заново решать свои проблемы и менять свою форму. Таким образом, можно определить философию как форму общественного сознания, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и человеческого мышления, осмысливает их как всеобщие условия человеческой деятельности, вырабатывает на этой основе методы, цели и идеалы.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизни общества и личности. К числу основных функцийфилософии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, практически-деятельная, идеологическая, интеллектуальная.

Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знания, обретала свою внутреннюю композицию. У стоиков (IV в. до н.э.) эта структура приняла следующий вид: 1) философия начиналась с логики; 2) после логики следовала физика или учение о природе; 3) после физики – этика как учение о человеке, о пути его к мудрой, осмысленной жизни. Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика лишь подготавливали положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. Хотя время внесло в нее и свои коррективы.

В XVII в. развитие получила теория познания (гносеология). В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название – онтология.

Значительно позже Гегель построит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук», где называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности: 1) логика, 2) философия природы и 3) философия духа. (К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).

Логика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру не сводится. Социальная философия (или философия истории), философские вопросы естествознания (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, аксиология, история философии – круг философских дисциплин может быть и расширен.

Не отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостности? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины – не механические части целого. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.







Сейчас читают про: