Философия и наука. Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Современная философия входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Такие критерии научности как объективность, рациональность, системность, проверяемость применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии, гносеологии и методологии научного познания.

Однако философия не может быть наукой всех наук, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих, и вот почему.

1) Специальные науки изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Согласно Гегелю, научное мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного. Философию же интересует мир в целом.

2) Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, вне человека. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру.

3) Философия имеет дело не с объективной реальностью, а с тем, как эта реальность живет в общественном сознании. Это примерно то же самое, что сопоставлять природу физическую и природу в представлении древних греков. Первую можно изучать эмпирически, вторую – нельзя. Первая - предмет науки, вторая – предмет философии. Но в разных отношениях. Можно научно исследовать и вторую природу – в рамках истории культуры. Но если относительно первой природы можно говорить о законах ее функционирования и развития, то относительно второй – только о ее смысле. Философия, в отличие от науки, смотрит не на мир, а на знание о мире, поэтому видит не объекты, а смыслы и их отношения.

4) Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Предельные, пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, - излюбленная тема философских размышлений.

5) Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Философия оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык.

6) Философия не дает нового знания как такового в том же смысле, как новое знание порождают конкретные науки; она дает возможность нового видения имеющегося знания, иначе говоря, не давая нового материала, дает новую точку зрения. Поэтому истинно философскими оказываются такие вопросы: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Имеет ли вселенная какое – либо единство или цель? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, - просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответ в лаборатории» (Б.Рассел. История западной философии. М., 1993. Т.1. С. 7-8).

7) В науке принято кумулятивное движение вперед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов. Здесь уместен образ копилки, в которой скапливаются частицы истинного знания. Философия не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Нельзя, к примеру, удовлетвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенном средневековыми мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему вновь и вновь ставить и решать этот вопрос. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли.

8) Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философию интересует мир интеллигибельных (умопостигаемых, недоступных чувственному познанию) сущностей. Вопросы: что есть истина, добро, красота, добро, справедливость не сводятся к эмпирическим обобщениям.

9. Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, которые бы смогли бы отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому философия создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность – примеры философских категорий.

10) Конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания. Физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология – не оглядываться на императивы правоведения. В философии все обстоит иначе. И хотя философия не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к любой другой форме духовной деятельности, в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, права и пр.

11) В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный характер. В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. Поэтому в философии каждая система авторизована, и при освоении философских знаний достаточно значимой оказывается роль персоналий. Философия изначально диалогична.

12) В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.

Подводя итог, можно сказать, что философия занимает центральное место в культуре, является ее универсальным языком. Философские категории, принципы, логика и рефлексия образуют исходную базу для взаимосвязи специализированных отраслей культуры, основу для межчеловеческого общения и взаимопонимания. Философия – язык-посредник в культуре, всеобщий эквивалент для понимания. Философ – переводчик и интерпретатор: с помощью философии достижения в различных специальных отраслях культуры, имеющие общечеловеческое значение, делаются доступными для всех остальных. Таким образом происходит обмен культурными достижениями, обогащение совокупного культурного опыта человечества и формирование общечеловеческих ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: