Мировоззрение: его структура и основные исторические типы

Философия принадлежит к числу древнейших наук. Это обстоятельство указывает на благородство философского знания, на его богатую и весьма почтенную родословную. Для того, чтобы проанализировать возникновение философии, необходимы базовые понятия, от которых мы будем отталкиваться. Первым таким понятием для нас будет понятие «мировоззрение». Задолго до появления философии люди пытались найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего - материальное или духовное? Подчинен ли мир каким – либо законам или в нем господствует хаос? Может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называют мировоззренческими.

Под мировоззрением понимают систему обобщенных представлений о мире и месте человека в этом мире. В этом достаточном для нас определении видны два аспекта. Во-первых, мы видим, что мировоззрение включает в себя обобщенную систему взглядов, а во-вторых, это такая система взглядов на мир, в которой выясняется место человека в мире.

Мировоззрение есть невероятно сложный пласт духовного мира человека. Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире. Это не только картина мира, но и отношение к миру, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления.

Знания являются исходным звеном, «клеточкой» мировоззрения. Знания бывают обыденными («житейскими») и научными. Убеждения означают твердую уверенность человека в истинности своих знаний и представлений, в правоте своей жизненной позиции. Наличие убеждений является одним из показателей социальной зрелости человека, сформированности его как личности. Разумеется, прочность убеждений не означает, что они не могут изменяться и уточняться под воздействием новых знаний и фактов. Большую роль в мировоззрении играют ценности, т.е. идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы мира как положительные или отрицательные для них. А еще в мировоззрении важна установка как готовность человека действовать в соответствии со знаниями, убеждениями и ценностями.

Мировоззрение возникает рано, с того момента, когда человек поднимает свой взор к миру, отсюда и термин миро-воззрение. Как только человек вырывается из форм только животного существования, как только он начинает выделять себя из природы благодаря трудовой и предметной деятельности, его возможности анализа окружающего мира начинают простираться далеко за пределы инстинктов и человек, наконец, может бросить взор на окружающий его мир. С этого момента и зарождается мировоззрение как стремление бросить взор на окружающий мир, осмыслить его, а в силу выделенности собственного существования понять, какое же место в мире занимает сам человек. Теснейшая связь двух аспектов мировоззрения отчетливо слышна в вечных вопросах любого мировоззрения: «Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем?»

Размышляя над этими вопросами, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или же на научные знания, стремясь найти объяснение в естественных причинах. Это зависит от типа мировоззрения, одним из которых является философское.

Однако мировоззрение возникает далеко не сразу как философское. Существуют более ранние, дофилософские формы, изучение которых необходимо хотя бы для того, чтобы понять специфику философского мировоззрения. К таким ранним формам относят обыденное мировоззрение, мифологическое и религиозное. Дадим краткую характеристику каждой из этих форм, причем попытаемся раскрыть внутреннюю противоречивость каждой из них, покажем их положительные моменты и ограниченность, которая, собственно, и заставила человечество искать новый духовный опыт на других путях, на путях философского анализа, философской рефлексии.

Обыденное мировоззрение или здравый смысл – это мировоззрение на каждый день, повседневное знание любого человека любой исторической эпохи. В обыденном сознании аккумулируются элементы позитивного понимания мира, формулируются представления о закономерностях частного характера, что позволяет человеку достаточно хорошо вписываться в те житейские ситуации, с которыми он постоянно сталкивается. Однако такое понимание мира носит ограниченный характер. Обыденное сознание ориентировано на ситуацию непосредственной жизнедеятельности и, следовательно, хорошо в четырех стенах своего дома, но как только человек выходит на широкий простор социальной жизни, тем более когда он пытается уяснить свое космическое положение, место в универсуме, обыденное сознание и здравый смысл становятся явно недостаточными. Более того, замыкание в частную форму жизни может стать опасным моментом. Требуется преодолеть эту весьма удобную и хорошо ориентирующую человека форму мировоззренческой ориентации.

Следующим историческим типом мировоззрения является мифологическое мировоззрение. Его можно считать первой попыткой человека приложить к миру универсальную мерку, попробовать осмыслить мир с точки зрения некоторых закономерностей. Такой универсальной меркой, которая была хорошо известна человеку, являлся он сам, человек. Вот почему мифологической мировоззрение есть попытка посмотреть на мир с антропологической, антропоморфической точки зрения.

Еще одна чрезвычайно важная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что миф дает целостное, поэтическое и эстетическое представление о мире, о его гармонии, о его внутренней связанности. Эта черта чем-то роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов. И эти драгоценные черты мифологического мировоззрения наследуются в рамках философии как более высокого и более позднего типа мировоззрения.

Разумеется, приложение к миру человеческой мерки на ранних этапах существования общества заключало в себе определенные ограничения: чтобы прилагать такую мерку с уверенностью, что она окажется правильной, человек должен был достаточно исторически развиться. И тогда он действительно стал бы равным универсуму. «Беда» мифа в том, что прикладывать эту в общем-то правильную мерку к миру еще рано и, следовательно, она с неизбежностью окажется ограниченной.

Следующая, религиозная форма мировоззрения может быть охарактеризована как стремление или попытка дать представление о всеобщем. Всеобщий закон, которому подчиняется мир в религиозном мировоззрении, хотя и представлен в персонифицированной форме, т.е. несет в себе остатки антропологического представления о реальности, тем не менее является серьезной заявкой на попытку выделить универсальную закономерность, которой подчиняется и окружающий мир, и человек. Это также драгоценное свойство религиозной формы мировоззрения, которое придает ей устойчивость во времени и заставляет нас видеть в религиозном мировоззрении элементы космизма, универсального понимания мира, проработки всех его основных частей. Однако и у религии есть свои «слабые места»: всеобщее представлено в персонифицированной, а, следовательно, в исторически ограниченной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: