Занятие 2

Прочитайте описание ситуации:

Ответьте на вопросы:

1. К какому методу следует обратиться Елене, чтобы проверить свою гипотезу?

2. Какого рода переменные могли объяснить отношение работников к господину Иванову?

3. Если проверять эту гипотезу с помощью лабораторного метода или квазиэксперимента, какие переменные необходимо исключить или контролировать?

4. Если проверять эту гипотезу с помощью опросника, какие вопросы следует в него включить?

5. Если проверять эту гипотезу с помощью метода наблюдения, на какое поведение необходимо обращать внимание?

6. Разработайте опросник для проверки предложенной гипотезы.

7. Разработайте возможный план наблюдения.

«СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ»

Елена Орлова летом работала клерком в бухгалтерском отделе банка. Иногда ей было не совсем ясно, как заполнять определенные бланки и карточки. Она всегда с неохотой обращалась за помощью к своему супервизору господину Иванову. Она заметила, что другие женщины в отделе – тоже. При этом мужчины совсем не испытывали неловкости, прося его о помощи. Именно тогда у Елены возникла мысль о том, что женщины менее охотно, чем мужчины, обращаются к супервизору мужчине за помощью.

Елена стала искать способ проверки этой идеи. Свои замыслы она решила обсудить со своей подругой Ольгой Петровой.

«Я подумала, - сказала Елена, - может мне составить опросник для своих однокурсников. Думаю, каждый человек знает, каково его мнение на этот счет».

«Может быть и так, - ответила Ольга, - но вполне вероятно, что он не признается в этом. Вполне возможно, что вопрос как раз таков, что ты либо не очень хорошо его осознаешь, либо, если осознаешь, то не хочешь делиться своим мнением».

«Ладно, если я не могу об этом расспросить, может быть стоит провести эксперимент. Что если я дам студентам задание, но инструкция будет не очень ясной? Если я права, за помощью к мужчине-экспериментатору обратится больше мужчин, чем женщин».

«Ты думаешь, что добьешься противоположного эффекта, если экспериментатором будет женщина?»

Елена что-то отметила в своей записной книжке, а потом спросила у Ольги: «Ты думаешь, экспериментатор в исследовании – это то же самое, что босс на работе? Ты видишь своего начальника каждый день, а эксперимент может проводиться всего час. Пожалуй, я знаю, что делать. Я не буду проводить эксперимент в лаборатории, а пойду в компанию, в которой я работала прошлым летом, опрошу мужчин и женщин, работающих в офисе, что они думают по поводу обращения за помощью к господину Иванову. Я наблюдала за ними всеми прошлым летом, поэтому они точно скажут мне правду».

«Минутку, - возразила Ольга, - из того, что некоторые женщины боятся господина Иванова, вовсе не следует, что это справедливо в случае со всеми мужчинами-супервизорами. Господин Иванов – всего лишь один из них».

Елена была в отчаянии: «Наверное, это можно проверить, хотя это и сложнее, чем я думала».

Литература к семинару:

· Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982.

· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.,1997. Гл. 3 -Психология психологического эксперимента.

· Экспериментальная психология. Ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. М., Вып.I-II, Гл.2, 1966.

· Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.1-2, М.,1966. Ч.1, гл. 3 - Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: