double arrow

Контроль внешних переменных

Результатом влияния ВП является эффект смешения. Способы контроля эффекта смешения:

  • Элиминация – устранение ВП (возможно в психофизических лабораторных экспериментах).
  • Создание константных условий. Влияние ВП остается неизменным на всех испытуемых, при всех значениях НП и на протяжении всего эксперимента. Эта стратегия не позволяет полностью избежать эффекта смешения: данные, полученные при константных значениях внешних переменных, можно переносить только на те реальные ситуации, в которых значения ВП такие же, какими они были при исследовании.
  • Балансировка. Когда отделить влияние НП от влияния ВП не удается, то во избежание эффекта смешения формируют экспериментальную и контрольную группы (ЭГ и КГ). Отличие экспериментальной и контрольной групп в том, что экспериментальное воздействие осуществляется только на испытуемых, включенных в ЭГ.
  • Контрбалансировка. Этот прием контроля дополнительной переменной обычно применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий и нужно исключить эффект последовательности (в разных его проявлениях, таких как тренировка, утомление и др.). Смысл контрбалансировки состоит в том, что порядок предъявления разных заданий в одной из серий компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой серии.
  • Рандомизация. Рандомизацией, как уже говорилось, называется процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента. Ее применение обеспечивает одинаковый уровень дополнительных переменных в генеральной совокупности и в выборке. И поэтому она является способом, позволяющим исключить влияние на результат эксперимента таких ВП как индивидуальные особенности испытуемых.

К основным характеристикам психологического эксперимента относится его валидность.

Валидность психологического измерения определяется как степень соответствия измерительного инструмента изучаемому феномену. Измерение психологических характеристик считается валидным, если измерили именно то, что собирались.

Измерение считаются надежным, если его результат повторяется при повторных измерениях.

Научные тесты помимо должны обладать критериальной валидностью. Тест будет критериально валидным, если на его основе: а) можно предсказывать поведение и б) если его результаты сходны (коррелируют) с результатами других, направленных на изучение данного феномена тестов.

Операциональная валидность - степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе. Операциональная валидность определяет степень соответствия используемой экспериментальной методики (экспериментальных утверждений) теоретическим положениям, которые положены в основу организации и проведения данного эксперимента.

Конструктная валидность - степень адекватности метода интерпретации экспериментальных данных теории, которая определяется правильностью употребления терминов той или иной теории.

Внутренняя валидность – мера влияния НП на ЗП. Внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что экспериментальный эффект (изменение ЗП) вызван изменением НП: чем больше влияют на зависимую переменную неконтролируемые условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента, тем, следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.

Внешняя валидность - мера соответствия экспериментальной процедуры – реальности.

От внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, от внешней – переносимость результатов из экспериментальных (в частности, лабораторных) условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.

Выборкой называют совокупность тех людей или животных, которые принимают реальное участие в эксперименте в роли испытуемых. А генеральная совокупность (или популяция) включает в себя всех возможных испытуемых, то есть тех, на кого с полным правом можно распространить полученные результаты.

Для достижения репрезентативности в психологической практике используют несколько способов формирования экспериментальной выборки:

  • Рандомизация (случайного отбора).
  • Стратометрический отбор.
  • Попарный отбор (для уравнивания состава экспериментальной и контрольной групп).
  • Приближенное моделирование (выборка лишь приблизительно отражает характеристики популяции).
  • Привлечение к эксперименту реально существующих групп.

Содержательное планирование – это первый этап планирования эксперимента. Оно предпринимается на этапе конкретизации гипотез и переменных. Психологическое объяснение, заданное в психологических конструктах (таких как стиль руководства, интроверсия, синдром школьной дезадаптации и т.п.), соотносится по содержанию с 1) видом устанавливаемой эмпирической зависимости и 2) условиями ее выявления, включая способы задания уровней НП и выбор методик регистрации ЗП.

Формальное планирование направлено на выбор схемы, то есть плана организации воздействий, при котором гарантировано выделение исследуемого отношения между НП и ЗП.

Экспериментальные планы:

План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия (разработан Р. Фишером). Необходимое условие применения – эквивалентность экспериментальной и контрольной групп, достигаемая (чаще) посредством рандомизации. Если рандомизация проведена качественно, то этот план является наилучшим, позволяет контролировать большинство источников артефактов; для него применимы различные варианты дисперсионного анализа. Используется без предварительного тестирования испытуемых. Структура плана ЭГ: R Х О1

КГ: R О2

План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием (тест – воздействие - ретест).

Структура плана: ЭГ: R О1 Х О2

КГ: R О3 О4

План Соломона. План представляет собой объединение двух ранее рассмотренных планов: без предварительного тестирования и «тест-воздействие-ретест». Для проведении эксперимента по этому плану требуется четыре группы:

1. Эксперимент 1: R О1 Х О2

2. Контроль 1: R О3 О4

3. Эксперимент 2: R X O5

4. Контроль 2: R O6

К доэкспериментальным планам относятся: 1) исследование единичного случая; 2) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы и 3) план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.

Термин квазиэкспериментальные планы используется тогда, когда стремятся подчеркнуть специфику форм организации исследования: оно, как и экспериментальное, направлено на проверку причинно-следственной гипотезы, но не является экспериментальным в силу а) недостаточного контроля за экспериментальным воздействием (независимой переменной) и б) побочными факторами. Квазиэкспериментом является любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными («если А, то В»), в котором либо отсутствует предварительная процедура уравнивания групп, либо «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия. Соответственно существуют два типа квазиэкспериментальных планов (КЭП): 1) планы для неэквивалентных групп; 2) планы временных серий.

Под артефактами принято понимать результаты исследования объектов, возникающие иногда вследствие воздействия на объекты самих условий исследования (которые экспериментатор по каким-либо причинам не способен учесть, а потому склонен считать результат итогом организованных им воздействий, т. е. принимать артефакт за факт).

С. Розенцвейг выделил ряд факторов, которые могут искажать результаты эксперимента: 1) ошибки, связанные с мотивацией испытуемого («эффект плацебо», «эффект Хотторна», «эффект аудитории», «эффект фасада» и стремление к позитивной саморепрезентации); 2) ошибки, связанные с влиянием на испытуемого личности экспериментатора («эффект Пигмалиона», эффект исследовательских ожиданий, занижение высоких и завышение низких оценок испытуемых, завышение значимости одного свойства испытуемого или одного задания из серии, ошибки, обусловленные влиянием событий, эмоционально связанных с конкретным испытуемым.

Для контроля влияния мотивации испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента существует ряд специальных методических приемов:

  • «Двойной слепой метод».
  • «Метод обмана».
  • Метод «скрытого» эксперимента. Эта модель наиболее часто применяется в детской психологии, психологии развития и педагогической психологии. В этих случаях проблема манипуляций стоит менее остро, так как дети подконтрольны взрослым. Однако необходимо заручиться согласием родителей либо лиц, опекающих ребенка, на такое исследование.
  • Контроль восприятия ситуации испытуемым с помощью постэкспериментального интервью.

Способы учета и контроля влияния экспериментатора на результат эксперимента:

· Автоматизация исследования. При полной автоматизации влияние экспериментатора сохраняется при вербовке и первичной беседе с испытуемым, в общении между отдельными сериями и на «выходе».

· «Двойной слепой метод»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: