Неэкспериментальные психологические методы

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. В психологии наблюдение применяется в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • Пристрастность наблюдателя;
  • Сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.

Проблемы метода наблюдения:

  • проблема сохранение внешней валидности: условие внешней валидности наблюдения – это ненарушение естественности поведения объекта наблюдения;
  • проблема наблюдателя, поскольку поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны;
  • проблема регистрации результатов наблюдения. Речь идет о необходимости категоризировать поведенческие акты и параметры поведения, и умении точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.
  • невозможность избежать субъективной оценки при категоризации, а также на этапе вторичной кодировки и интерпретации результатов.

А. А. Ершов в специальном исследовании установил следующие типичные ошибки, которые, как правило, совершает наблюдатель:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя, ведущее к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Измерение - это операция, с помощью которой вещам приписываются числа (устанавливается взаимно однозначное соответствие между множеством вещей и множеством чисел по определенным правилам – шкалирование). С методической точки зрения измерение – это регистрация состояния объекта с помощью состояний другого объекта (прибора). При этом исследователь стремится регистрировать его характеристики такими, какими они являются «объективно», то есть независимо от исследователя и методики измерения.

В психологии различают две основные процедуры психологического измерения.

  • Психолог сам измеряет особенности поведения людей, чтобы отнести их к определенному типу личности или определить выраженность какого-либо психического свойства или состояния.
  • Измерение делается задачей испытуемого, который измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) других людей, предметы, а также собственные состояния.

Ограничением метода измерения является невозможно выявить причинно-следственные зависимости. Однако сопоставление результатов измерения различных параметров объекта позволяет выявить связи между ними. Установление связей между различными свойствами объектов называется корреляционным исследованием. Поэтому измерение можно охарактеризовать как метод, промежуточный между наблюдением и экспериментом, как «инструментальное наблюдение».

Шкала - это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. В частности, шкалой можно назвать результаты измерения, полученные определенной системой вопросов, заданных испытуемому, а также сам инструмент измерения (т. е. систему вопросов, опросник, тест). Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. В классификации шкал, предложенной в l946 г. американским психологом и психофизиком С.Стивенсом, выделяются шкалы:

номинальная; элементы группируются в отдельные классы, которые получают номера или названия, не имеющие количественного выражения (например, номера автомашин);

порядковая, элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, но при этом не используется единица измерения (например, призовые места на спортивном соревновании);

интервальная; элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения, но точка отсчета выбирается достаточно произвольно (шкала Цельсия);

отношений; здесь элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения (например, измерение расстояний в километрах).

Специфичной для психологии разновидностью коммуникативного метода исследования является метод беседы. В рамках этого метода различают клиническую беседу как составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос – интервью.

В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Если для проверки гипотез испытуемому даются задания, тесты, то клиническая беседа превращается в клинический эксперимент. Проблемой клинической беседы является фиксация данных.

Интервью. Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт без утраты психологической дистанции.

В социальной психологии интервью – это первый вид метода опроса. Второй вид — заочный опрос, анкеты.

Есть основания считать анкетирование непсихологическим методом, поскольку информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной, а потому ненадежной и недостоверной даже при полной искренности испытуемого (известно, как на содержание высказываний испытуемого влияют неосознаваемая мотивация и установки). Поэтому при проведении психологических и социально-психологических исследований может использоваться как дополнительный метод.

Архивный метод – это исследование, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует «продукты деятельности» (дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.) Аналоги: «анализ продуктов деятельности» или праксиметрический метод.

По целям и конкретным приемам реализации «архивного метода» выделяют его разновидности:

  • контент-анализ – анализ содержания, один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Под документом понимается широкая совокупность текстов: текстов в узком смысле – газеты, дневники, письма и т.п., а также фотографии, магнитные и видеозаписи и т.д. – содержащих интересующую исследователя информацию. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует (обрабатывает количественно) полученные данные. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор и 6) целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.
  • Простейшим способом обработки данных контент-анализа является регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте для вычисления «удельные веса» тех или иных единиц. Контент-анализ особенно часто используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также при анализе результатов применения проективных тестов, материалов беседы и т.д. Достоинство этого метода: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; данные проверены на надежность.
  • анализ продуктов деятельности, предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных. Образец нейропсихологического анализа продуктов деятельности больного представлен в книге А. Р. Лурии «Потерянный и возвращенный мир».

Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

Эксперимент характеризуется тем, что процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.

Лекция 3. Основы планирования психологического эксперимента. Классификация экспериментальных схем. Проблема внутренней и внешней валидности экспериментальных исследований.

Общая характеристика психологического эксперимента. Типы экспериментов в психологии. Специфика лабораторного эксперимента. Естественные эксперименты и полевые исследования в психологии. Формирующий экспери­мент. «Естественный» психологический эксперимент и «социальные» эксперименты. Психолого-педагогические исследования. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Репрезен­тативность выборки испытуемых. Стратегии отбора и подбора испыту­емых в группы. Планирование эксперимента как средство повышения его валидности. Экспериментальные планы. Понятия надежности, репрезентативности и валидности. Виды валидности при оценке психологического эксперимента. Внутренняя валидность эксперимента и принятие решения об экс­периментальном эффекте. Решение проблем соответствия и внешняя валидность. Конструктная валидность. Опе­рациональная валидность. Валидность эксперимента и валидность выводов. Артефактные выводы в результате плохой валидности эксперимента, неверных статистических решений, неверного заключения о действии экспериментального фактора. Основные виды артефактных выводов и пути преодоления артефактов.

Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.

В зависимости от условий деятельности данный метод подразделяется на лабораторный (строгий, чистый) и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяются инструкциями.

Естественный (полевой) эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. Проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни. По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам. Нередко естественный, эксперимент – единственно возможный способ получения научной информации.

2. По характеру действий исследователя можно выделять констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и следствий.

Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых с тем, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

3. В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты:

Поисковые эксперименты проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.

Критические эксперименты. Проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. новыми фактами или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Воспроизводящие эксперименты. Предусматривают точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

«Пилотажный эксперимент (исследование)» - пробный, первый эксперимент, в котором апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: