Функционирование любой социально-экономической системы (к которым относится и действующее предприятие) происходит в условиях сложного взаимодействия комплекса внутренних и внешних факторов. Фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт.
Каждый вид финансового анализа основан на применении какой-либо модели, дающей возможность оценить и проанализировать динамику основных показателей деятельности предприятия. Выделяют три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.
Дескриптивные модели известны также, как модели описательного характера. Они являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.
В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.
Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста статей баланса и отчета о прибылях и убытках.
Система аналитических коэффициентов – основной элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесторы, кредиторы и др. Существуют десятки таких показателей, подразделяемых на несколько групп по основным направлениям финансового анализа: показатели ликвидности; показатели финансовой устойчивости; показатели деловой активности; показатели рентабельности.
Предикативные модели – это модели предсказательного характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.
Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.
Под методикой понимают совокупность способов и правил, наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. Она содержит следующие элементы:
1)Задачи и сформулированные цели анализа. 2)Объекты анализа. 3)Системы показателей. 4)Рекомендации по последовательности и периодичности исследования. 5)Описание способов исследования. 6)Источники информации и данных. 7)Указания по организации анализа. 8)Технические средства. 9)Характеристики документов. 10)Потребители результатов анализа.
Системы взаимосвязанных аналитических показателей:
1. По своему содержанию показатели: - количественные (объем изготовленной продукции, количество работников, площадь, и т.д.); - качественные (производительность труда, себестоимость, рентабельность).
2. Абсолютные и относительные: - абсолютные выражаются в динамике натуральных единиц; -относительные – показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей (в %, коэффициентах, индексах).
Особенности диалектического подхода к ТЭА:
1.Использование системы показателей (бухгалтерский учет – система показателей, характеристика состояния средств и источников их образования). 2.Измерители (натуральные, стоимостные, условно-натуральные). 3.Выявление факторов, повлиявших на результативный показатель.