Понятие ТЭА, цели, задачи, виды экономического анализа

ТЭА – выявление взаимосвязей между финансовыми, техническими, экономическими, технологическими потенциальными возможностями предприятия и результатами его деятельности (прибыль, рентабельность, себестоимость, производительность труда, численность работников, объем производства, фондоотдача).

Предметом ТЭА является производственно-хозяйственная деятельность предприятия, результаты работы организации (фирмы) в целом и их хозрасчетных подразделений, изучаемые на основе данных плана, учета, отчетности и других источников информации.

Содержанием анализа является контролирование выполнения хозяйственного плана, поиск на его основе внутренних резервов, выявление достижений и недостатков.

Роль анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий (фирм) - дать комплексную оценку работе предприятию (фирмы) по вводу в действие мощностей и объектов, прибыли и росту производительности труда.

Главная задача анализа - выявление и использование имеющихся внутрихозяйственных ресурсов, способствующих улучшению деятельности строительных организаций (фирм). Задачей анализа также является контролирование выполнения плановых заданий. Эта задача решается путем проверки выполнения плановых заданий по данным отчетности и текущего учета.

Основный принцип анализа - изучение экономических явлений в единстве анализа и синтеза (анализ - изучение явлений путем расчленения общих показателей на частные, синтез - обобщение отдельных факторов).

Классификация анализа:

1. По отраслевому признаку (основан на общественном разделении труда):

1.1. – отраслевой (методика учитывает специфику отдельной отрасли (промышленность, с/х, транспорт, строительство);

1.2. - межотраслевой (теоретическая и методологическая основа АХД).

2. По признаку времени:

2.1. – предварительный (прогнозный), осуществляется до совершения хозяйственной операции (для обоснования управленческих решений, для прогнозирования, оценки).

2.2. - последующий (ретроспективный), производится после совершения хозяйственной операции (для контроля выполнения плана, для выявления неиспользованных резервов).

Ретроспективный анализ подразделяется на:

2.2.1. - оперативный (ситуационный) – проводится сразу же после совершения операции или изменения ситуации за короткий отрезок времени (смену, сутки, декаду). Оперативно выявить недостатки в работе и воздействовать на хозяйственные процессы

2.2.2. - итоговый (заключительный) – производится по итогам отчетного периода (мес, квартал, год).

Цель – изучение деятельности предприятия комплексно и всесторонне.

3. По пространственному признаку:

3.1. – внутрихозяйственный –деятельность только исследуемого предприятия и его структ. подразд.

3.2. – межхозяйственный – сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий (выявление передового опыта, резервов, недостатков и на его основе оценка деятельности предпр-ия).

4. По объектам управления:

4.1. – технико-экономический анализ – изучение взаимосвязи технических и экономических характеристик предприятия и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

4.2. – финансово-экономический анализ – изучение финансовых результатов, оценка выполнения финансовых планов, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявления резервов увеличения прибыли, роста рентабельности, улучшение финансового состояния и платежеспособности предприятия

4.3. – управленческий анализ. Цель – предоставление руководству предприятия информации, необходимой для планирования, контроля, принятия оптимальных управленческих решений, разработка стратегии и тактики предприятия по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства предприятий. Носит оперативный характер, его результата являются коммерческой тайной предприятия.

4.4. – социально-экономический анализ – изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты деятельности предприятия.

4.5. – экономико-статистический – изучение общественного мнения и влияния общественных явлений на разных уровнях управления предприятием.

4.6. – экономико-экологический анализ – изучение взаимодействия экономических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды, затратами за экологию, эффект, штрафы.

4.7. – маркетинговый анализ – изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков ценных бумаг и сбыта готовой продукции, конкурентоспособности, спроса и предложения, рисков, формирования ценовой политики, разработка тактики и стратегии маркетинговой политики.

5. По методике изучения объектов:

5.1. - сопоставительный анализ – сравнение отчетных показателей и результатов ФХД с плановыми показателями текущего года, данными прошлых лет, показателями передовых предприятий данной отрасли.

5.2. - факторный анализ – выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

5.3. - диагностический анализ – установление характера нарушения нормативного хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.

Пример: темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции. Это свидетельствует о темпах роста остатков незавершенного строительства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшения организации труда, совращение численности рабочих.

5.4. – маржинальный анализ – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственных взаимосвязей объемов продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

5.5. – экономико-математический анализ – выбор наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявление резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся резервов.

5.6. – детерминированный анализ – исследование функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.

5.7. – стохастический (дисперсионный, корреляционный, комплексный, компонентный) анализ – исследования степени влияния друг на друга взаимосвязанных показателей

5.8. – функционально-стоимостный анализ (ФСА) - метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект исследования и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (НИОКР, эксплуатация и утилизация).

Цель – предупреждение лишних затрат за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощение имеющихся изделий, замена материалов.

6. По субъектам (пользователям) анализа:

6.1. – внутренний – проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;

6.2. – внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами и инвесторами.

7. По охвату изучаемых объектов:

7.1. – сплошной – делаются выводы после изучения всех без исключения объектов анализа;

7.2. выборочный – по результатам обследования только части объектов.

8. По содержанию программ:

8.1. – комплексный – деятельность предприятия изучается всесторонне.

8.2. – тематический – изучаются отдельные стороны деятельности предприятия, представляющий в определенный момент конкретный интерес.

Экономический анализ – это функция управления, которая обеспечивает научность принимаемых решений, является важным элементом и действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки обоснованных планов и оптимальных управленческих решений. Предмет анализа – причинно-следственные связи возникновения и протекания экономических и технических явлений и процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: