Тема 3.2.2 Статистика продукции (услуг)

Приступая к изучению данной темы, учащийся должен уяснить, что основой и условием существования и развития общества является производство материальных благ. Результат производства находит отражение в показателях продукции.

Основными задачами статистики продукции являются:

- определение объема произведенной продукции за отчетный период;

- оценка выполнения производственной программы в части выпуска продукции и влияние факторов на изменение ее объема;

- изучение динамики объема продукции, ее качества и ритмичности производства.

Важной задачей является определение объема продукции. Объем продукции может быть выражен с помощью натуральных и стоимостных измерителей.

Учет продукции на предприятиях в натуральном выражении ведется по всей номенклатуре изделий. Обобщающую характеристику производства разнообразной продукции можно получить с помощью стоимостного метода учета. Для этого объем различных видов произведенной продукции в натуральном выражении умножается на цену. Цены могут быть сопоставимыми (постоянными) и фактическими или текущими.

Продукция промышленности – прямой полезный результат промышленно- производственной деятельности предприятий, принимающий форму продуктов или услуг.

В зависимости от степени готовности продукция предприятия делится на готовые изделия, полуфабрикаты и незавершенное производство.

Готовая продукция – это такая продукция, которая прошла на данном предприятии все стадии обработки и получила документальное подтверждение о готовности и годности. Готовность продукции определяется отделом технического контроля (ОТК), поэтому момент приемки ОТК считается моментом ее готовности. ОТК – может признать продукцию готовой только в том случае, если она удовлетворяет требованиям стандарта или технического условия и укомплектована всеми необходимыми частями.

Полуфабрикаты – это продукция, которая закончена производством и получила документальное подтверждение о готовности и годности в пределах отдельного цеха, но предназначена к дальнейшей обработке в других цехах данного предприятия. Иначе говоря, полуфабрикат считается законченной продукцией любого цеха (кроме конечного выпускающего).

НЗП – это предметы труда вступившие в производственный процесс в любом цехе, но не получившие законченного вида в пределах данного цеха.

Стоимостными показателями промышленной продукции является валовая, товарная и реализованная продукция.

Валовой оборот готовой продукции представляет собой в денежном выражении объем совокупностей продукции всех промышленно-производственных цехов предприятия, независимо от дальнейшего назначения и использования оборудования. Продукция каждого цеха должна быть учтена по полной цене, т.е. с включением стоимости материалов, пошедших на изготовление. В состав валового оборота входит стоимость выработанных готовых изделий, стоимость выполненных работ промышленного характера, стоимость выработанных полуфабрикатов и стоимость изменения остатков НЗП. Если технический процесс таков, что продукция второго цеха подлежит доработке в третьем цехе, то стоимость продукциивторого цеха войдет составной частью в стоимость продукции третьего цеха.

Выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, поступившая на расчетный счет предприятия за отгруженную продукцию или оказанные услуги.

Выручка от реализации продукции рассчитывается по формуле (В):

В = О1 + Т – О2;

где О1 – остатки готовой продукции на складе и в отгрузке на начало периода;

Т – выпуск товарной продукции за отчетный период;

О2 – остатки готовой продукции на складе и в отгрузке на конец отчетного периода.

На результаты предприятия большое влияние оказывает ассортимент и структура продукции. Наиболее распространен способ исчисления показателя выполнения плана по ассортименту, по которому в каждую позицию включается только выпуск продукции в пределах планового задания, а изделия, не предусмотренные планом, но фактически выпущенные, в расчет не принимаются. Невыполнение плана хотя бы по одной позиции означает, что план по ассортименту не выполнен.

Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности и аритмичности. Работать ритмично – значит выполнять план выпуска продукции строго по графику.

Одним из важнейших показателей деятельности предприятий является качество продукции. Качество продукции – совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять производственные или личные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции характеризует эксплуатационные, потребительские, технологические свойства изделий, уровень их стандартизации и унификации, надежность, долговечность. К обобщающим показателям качества продукции относятся:

а) удельный вес продукции высшего качества;

б) удельный вес сертифицированной продукции;

в) удельный вес новой продукции;

г) средний коэффициент сортности:

д) удельный вес экспортируемой продукции, продукции соответствующей мировым стандартам.

Литература: [5] c. 100-105; [8] c. 223-249; [9] c. 11-25.

Контрольные вопросы

1. Перечислить основные задачи статистики продукции (услуг).

2. Дать характеристику продукции промышленности.

3. Как делится продукция предприятия в зависимости от степени готовности?

4. Назвать стоимостные показатели промышленной продукции и дать им характеристику.

5. Охарактеризовать назначение агрегатного индекса физического объема.

6. Раскрыть понятие ритмичности и аритмичности производства продукции.

7. Что такое ассортимент продукции?

8. Дать определение качеству продукции.

9. Перечислить обобщающие показатели качества продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: