И методы тотального управления качеством

Методология тотального управления качеством. Методы управления. Процессный подход к управлению качеством. Концепции управления качеством.

Практическая квалиметрия.

Методология представляет собой совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов и средств, используемых в системе управления качеством.

Метод управления качеством определяет способ воздействия на условия, способствующие обеспечению качества процессов и достижению качества их результатов.

В методологии TQM «процессным подходом» называется любая деятельность, представленная в форме процесса, раскрывающаяся во взаимосвязи главных компонентов: выход, входов, ресурсов.

Содержание концепции процессного подхода раскрывается через термины «процесс и процедура» (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Семантика понятий «процедура» и «процесс»

процедура Процесс
   
Определяет порядок выполнения задачи. Процедуры – заставляют людей действовать и решать Направлен на достижение желаемого результата. Процессы – способ преобразования вещей
Процедуры внедряются Процессы используются
Процедуры сосредоточены на выполнении правил Процессы сосредоточены на удовлетворении потребителей

Продолжение табл. 3.1

   
Шаги процедур выполняются людьми в подразделениях, имеющих цель выполнить функцию Шаги процесса выполнятся разными людьми из разных подразделений, имеющими общую цель (без учета целей подразделения)
Процедуры дискретны во времени Процессы реализуют поток работы до получения конечного результата
Процедуры определяют последовательность шагов, чтобы выполнить задачу Процессы преобразуют входы в выходной результат через использование ресурсов
Процедуры реализуются людьми Процессы реализуются физическими силами, некоторые из которых могут быть инициированы людьми
Процедуры существуют, они статичны Процессы динамичны и вариабельны

При раскрытии содержания процессного подхода следует отметить, что процесс – средство, с помощью которого достигаются цели политики и стратегии в области качества, а процедура – средство понимания, описания и осуществления процессов.

Применение процессного подхода к управлению качеством нацеливает на необходимость выделения и описания двух типов процессов:

· основные (опорные), ориентированные на удовлетворение требований внутреннего и внешнего потребителя;

· обеспечивающие, которые позволяют организовать условия для обеспечения качества основных процессов, ориентированных на удовлетворение ожиданий внутренних потребителей.

Процессный подход предполагает объединение функции отдельных подразделений, связанных с конкретными процессами, в единую цепочку действий, что позволяет руководству предприятия перераспределить функции между подразделениями и делегировать полномочия по принятию оперативных решений на уровень конкретного исполнителя процесса.

В целом содержание процессного подхода раскрывается в следующих принципиальных положениях:

- классификация системных и несистемных причин несоответствий в производственных процессах;

- обеспечение ритмичности и взаимосвязи между процессами;

- создание поддерживающих условий для обеспечения качества производственных процессов;

- организация самоуправления текущими параметрами процессов;

- внедрение коллективных форм принятия решений по улучшению качества производственных процессов.

Содержание методологии TQM раскрывается в ряде организационных принципов, применение которых в практике предприятия позволяет скоординировать работу по управлению качеством и обеспечению качества процессов производства во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания (рисунок 3.1).

Принципы TQM изложены в стандарте МС ИСО 9004:2000, являющемся методическим пособием по применению системы качества, основанной на процессном подходе к управлению качеством.

В российских системах управления качеством (СБТ, НОРМ, КСУКП) были заложены некоторые принципы системы тотального управления качеством, например: роль руководства; принятие решений, основанных на реальных фактах; вовлеченность работников.

Основное место в системе управления качеством отводится моделированию процессов, измерению их качества и качества продукции. Данные задачи решает наука «практическая квалиметрия», которая объединяет качественные методы оценки качества, используемые для обоснования управленческих решений по обеспечению или улучшению качества процессов или продукции.

Принципы методологии TQM

Методология TQM включает две группы методов:

Первый – Qualiti Assurance – призван поддерживать гарантированный уровень качества и тем самым обеспечивать удовлетворение потребителей в качестве поставок.

Второй - Qualiti Improvements – предполагает, что уровень качества нужно не только обеспечивать, но и постоянно повышать, соответственно обеспечивая повышение степени удовлетворенности потребителя.

Метод «Шесть сигм (Six Sigma)» можно описать как разновидность совершенствования бизнеса, основная цель которого — отыскать и устранить причины брака и ошибок в производственных и сервисных процессах, фокусируясь на результатах, критичных для потребителей, и на четких финансовых показателях доходности организации.

«Шесть сигм» — это разновидность широкой философии и подхода к совершенствованию. Конечная «динамичная» цель всех организаций, принимающих на вооружение философию «Шесть сигм», — вывести все критические процессы, независимо от их функциональной области, на уровень функционирования, соответствующий методу «Шесть сигм».

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Содержание методологии TQM.

2. Принципы системы тотального управления качеством.

3. Особенности процессного подхода к управлению качеством.

4. Характеристика управления качеством процессов и продукции.

5. Практическая квалиметрия в системе качества.

6. Методы оценки уровня качества и конкурентоспособности продукции.

7. Характеристика методологии «Шесть сигм».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: