Пенсии по старости

Пенсии по старости являются одним из основных видов пенсионного обеспечения и регулируются ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. Давая понятие пенсии по старости необходимо показать ее отличие от других видов пенсий (социальной пенсии и иных выплат по системе пенсионного обеспечения). Раскрывая круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, следует обратить внимание на ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В зависимости от условий назначения трудовые пенсии можно квалифицировать на пенсии, назначаемые на общих основаниях и назначаемые досрочно. Для получения трудовой пенсии на общих основаниях необходимо наличие всего двух юридических фактов: достижение пенсионного возраста 55 и 60 лет и наличие страхового стажа – не менее 5 лет. Досрочные трудовые пенсии по старости классифицируются на пенсии по старости на льготных основаниях и пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Необходимо обратить внимание на тот факт, что льготные основания установления данной пенсии относится исключительно к личности гражданина и указывается в ст. 28 (подп.1,3-5.п.1) указанного Закона. В новом законе указывается, что стаж должен быть именно страховым, а не общим. Правила снижения пенсионного возраста остались прежними.

Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда можно разделить на две группы. 1)-это пенсия, которая сохраняется временно для тех, кто на 1 января 2003 года проработал на соответствующих видах работ не менее половины требуемого стажа. Если это условие не выполнено, либо гражданин принят на такие виды работ после 1 января 2003 года, то таким лицам должна устанавливаться профессиональная пенсия. Круг лиц и условия назначения досрочной пенсии по старости предусмотрены в п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей утверждены постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (с изм. на 24 апреля 2003г.).

Сохранены следующие особенности назначения досрочной пенсии по подп.1 и 2 ст. 27: во-первых, при полном специальном страховом стаже не менее половины от требуемого, пенсионный возраст снижается: по Списку № 1 на один год за каждый полный год указанной работы, а по Списку № 2 на один год за каждые 2 года 6 месяцев указанной работы мужчинам и за каждые два года – женщинам; во-вторых, сохранен общий принцип суммирования различных видов специального страхового стажа – к специальному страховому стажу, с которым связан меньший объем льгот, присоединяется специальный страховой стаж, который дает право на наибольшие льготы.

Необходимо изучить определение Конституционного Суда РФ от 3 сентября 2006 года № 471-0, в соответствии с которым, почти 10 миллионам россиян, работающим во вредных условиях, уже не может быть отказано в назначении досрочной пенсии (впредь до установления надлежащего правового регулирования профессиональных пенсий периоды работы в особых условиях труда должны засчитываться в стаж профессиональной деятельности независимо от того, в какой период – до или после 1 января 2003 года – выполнялась такая работа).

Вторая группа досрочных пенсий по старости в связи с особыми условиями труда – это пенсии, право на которые сохраняются за гражданином, независимо от каких бы то ни было дополнительных условий. Круг лиц и условия назначения данной пенсии регулируются подп.6-13 п.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Среди них, особо следует уделить внимание пенсиям, устанавливаемым в связи с длительной работой на Крайнем Севере и местностях к ним приравненных. Для данной категории работников сохранен ряд ранее действовавших правил: работа в течение полного календарного года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за 9 месяцев работы на Крайнем Севере; общеустановленный пенсионный возраст снижается на 4 месяца за каждый полный календарный год работы, если у работника есть полный общий страховой стаж (не менее 25 и 20 лет у мужчин и женщин соответственно) и не менее половины от 15 лет работы в районах Крайнего Севера; пенсионный возраст граждан, имеющих полный специальный страховой стаж работы с особыми условиями труда, и не менее 15 календарных лет стажа работы в приравненных к ним местностях, а также общий страховой стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, снижается сразу по двум вышеназванным основаниям.

В новом пенсионном законодательстве имеется и ряд новелл. 1) Вместо общего трудового стажа, необходимого для получения досрочной пенсии по старости в связи с длительной работой на Севере, теперь требуется страховой стаж той же продолжительности. 2) Установлены новые правила применения районного коэффициента при определении размера пенсии. ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 29 ноября 2003г. предусмотрено, что размер базовой части трудовой пенсии по старости увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания пенсионера в данной местности. При выезде граждан за пределы района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей размер базовой части трудовой пенсии определяется на общих основаниях. 3) Порядок суммирования различных видов работ, предусмотренных ст. 28 и 28 Закона о трудовых пенсиях, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516 (в ред. от 2 мая 2006г № 266) с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006г. № 261-0.

Пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотрены ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», при этом продолжает также действовать и Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 13 мая 1991г. (в ред. от 18 июля 2006г., в котором также содержатся нормы, регулирующее пенсионное обеспечение указанных категорий граждан. Указанным гражданам пенсия по старости может назначаться и в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» также при наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости чернобыльцам не может быть меньше для мужчин – 50 лет и для женщин – 45 лет - максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости 10 лет.

При определении размера трудовой пенсии по старости следует иметь в виду, что стаж работы и заработок имеют значение только при переоценке пенсионных прав, во всех остальных случаях они не имеют никакого юридического значения.

Пенсия по старости состоит из трех частей. Первая часть – базовая часть (БЧ). Она дифференцируется в зависимости от следующих обстоятельств: возраста пенсионера и степени ограничения его способности к трудовой деятельности, а также числа нетрудоспособных иждивенцев. Вторая часть – страховая, которая определяется по формуле: СЧ= ПК/Т, где СЧ – страховая часть пенсии по старости; ПК – сумма расчетного пенсионного капитала; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Третья часть – накопительная, которая определяется по формуле: НЧ=ПН/Т, где НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии; ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: