double arrow

ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ


Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995г. дает понятие инвалида в ст. 11. Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности, в свою очередь понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Как видим из этого определения трудовому критерию не придается первостепенное значение.

Закон «О трудовых пенсиях» фактически отменил «группы инвалидности», введя вместо них «ограничения способности к трудовой деятельности» 3,2,и 1 степени, определяемой по медицинским показаниям. Приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005г. были утверждены классификация и критерии, используемые при осуществлении МСЭ. Конкретизация отдельных критериев МСЭ инвалидности нашла свое отражение в Правилах признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006г.




МСЭ проводится в учреждении по месту жительства гражданина либо по месту прикрепления его к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. Для уяснения статуса этого учреждения следует изучить постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»., к которым относятся Федеральное бюро МСЭ и главные бюро МСЭ в городах и районах.

С перечнем возможных причин инвалидности, имеющих различные правовые последствия, следует ознакомиться, изучив п.14 постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом и разъяснение Минтруда РФ от 15 апреля 2003г. № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности (утв. Постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003г. № 17.).

Статья 8 Закона «О трудовых пенсиях в РФ определяет условия назначения трудовой пенсии по инвалидности. Первым из этих условий является документально подтвержденный факт инвалидности и ограничением способности к трудовой деятельности одной из трех степеней. Закон не предусматривает какой-либо продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по инвалидности. В то же время к лицам, не имеющем вообще страхового стажа, может быть назначена только социальная пенсия. Таким образом – второе условие это сам факт наличия страхового стажа.



По общему правилу трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. Однако, наступление инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно-наказуемого деяния ли умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается не трудовая, а социальная пенсия в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Ст. 15 закона о трудовых пенсиях определяет размеры трудовых пенсий по инвалидности. Как и пенсия по старости, ее размер состоит из трех частей. Размер базовой части дифференцируется в зависимости от каких юридических фактов как степень инвалидности, наличие у пенсионера нетрудоспособных иждивенцев, проживание в районах Крайнего Севера и местности, приравненных к ним.

Страховая часть данной пенсии, как и пенсии по старости, определяется путем деления пенсионного капитала (ПК) на ожидаемую продолжительность выплаты Т, но в этой пенсии предусмотрен дополнительный элемент - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) на день, на день, с которого назначается страховая часть пенсии к 180 месяцам (К). Нормативная продолжительность страхового стажа и увеличивается на 4 месяца на каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев. Введение в формулу расчета страховой части пенсии указанного элемента обусловлено необходимостью искусственного уменьшения числа месяцев в знаменателе дроби. Так как молодой инвалид не имеет шансов заработать себе достойный пенсионный капитал (ПК), то в соответствии с выше указанным правилом определения страховой части трудовой пенсии по инвалидности она оказывается выше у более молодого инвалида. Формула расчета страховой части пенсии СЧ=ПК/ (ТхК). Следовательно, фактическая продолжительность страхового стажа инвалида никакого юридического значения не имеет не только при определении его права на пенсию по инвалидности, но и при расчете размера данной пенсии. Государственная пенсия по инвалидности назначается на основании Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, военнослужащим по призыву.



Специальная правила пенсионного обеспечения предусмотрены для инвалидов из числа военнослужащих кадрового состава и военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, а также для других категорий служащих, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим. При этом их пенсионное обеспечение регулируется Законом РФ от 12 февраля 1993г., если гражданин проходил военную службу в качестве офицера, прапорщика либо по контракту в качестве солдата, матроса, сержанта и старшины (ст. 1-3 закона 2003г.).

Размер государственной пенсии по инвалидности устанавливается: военнослужащим, проходившим службу по призыву (ст. 15 п.2); участникам ВОВ ст.16); гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС (ст.17), военнослужащим кадрового офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим по контракту (ст.22-24 закона от 12 февраля 1993г.).







Сейчас читают про: