Методические указания «Пенсионная система России на современном этапе»

Система пенсионного обеспечения России находится в сложной стадии развития, когда можно констатировать ряд негативных тенденций в правовом регулировании соответствующих общественных отношений. Современное состояние пенсионного обеспечения вызывает обоснованную тревогу у экономистов, юристов, общественных организаций и у всего населения в целом. Главная социальная проблема – борьба с бедностью престарелых, инвалидов, семей с детьми, потерявших кормильца и более справедливое выравнивание доходов значительной части населения на современном этапе развития общества государством не решены, кроме повышения заработной платы представительного органа страны до 420 тысяч рублей с сентября 2014г., которым повысили заработную плату до уровня федеральных министров.

Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения населения. В России насчитывается около 39 миллионов получателей пенсий большинство из них – получатели трудовых пенсий, которая является основным, а зачастую и единственным источником их существования. Именно это обстоятельство предопределяет особую значимость системы пенсионного обеспечения. В современной пенсионной системе нет соразмерения пенсий ни с величиной получаемой прежде заработной платы (согласно МОТ такой коэффициент замещения пенсий зарплатой составляет 40%, а по европейским стандартом 55%, в нашей стране в среднем он не дотягивает и 25%.

Переход в 2002 году на принудительную накопительную систему, когда будущая пенсия гражданина полностью зависит от успешности ПФР и управляющих компаний в инвестировании изъятых у работающего населения и нынешних пенсионеров накоплений. Сотни миллиардов рублей не достаются нынешним пенсионерам. Государство обещает вернуть через десятилетия нынешней молодежи в виде накопительной части их трудовой пенсии, без гарантии сохранения их покупательской способности.

Возложение на систему обязательного пенсионного страхования несвойственных, излишних функций и расходов, которые во всем мире оплачиваются из государственного бюджета, а не за счет страховых средств (доставка пенсий, оплата труда работников ПФР, содержание пенсионеров в домах престарелых, оплата медицинской помощи) приводит к созданию искусственного дефицита средств, к нерациональному их использованию.

В то же время, по сравнению со многими странами, необходимо отметить такое достоинство российского пенсионного обеспечения, как охват данного вида социального обеспечения всего населения страны (из 140 миллионов населения около 39 млн. являются участниками данного правоотношения, что делает ошибки в правовом регулировании этой сферы особо опасными и непредсказуемыми в своих последствиях для социального мира, экономии страны и жизни лиц, нуждающихся в поддержке. Принятый ФЗ от 21 июля 1997г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» лишь усугубил положение дел в отношении работающих пенсионеров, для которых был установлен новый механизм исчисления размеров пенсий – с 1 февраля 1998г. был введен индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП).

Суть пенсионной реформы состоит в следующем: практически полностью упразднена распределительная пенсионная система. Кроме того, в полном объеме сохранена ранее закрепленная Указом Президента РФ от 16 февраля 1995г. привилегированная система для государственных служащих.

Таким образом, пенсионная система России на современном этапе состоит из двух самостоятельных подсистем: системы трудовых пенсий, закрепленных в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и системы государственных пенсий, закрепленной в ФЗ «О государственных пенсиях в РФ». По системе трудовых пенсий сумма пенсионных выплат не может превышать суммы страховых взносов, учтенных на его индивидуальном счете. Таким образом, система обязательного социального страхования из системы коллективной, солидарной защиты превратилась в свой антипод - систему индивидуальной защиты и, как следствие этого, трудовая пенсия исключена из числа государственных пенсий. Существенное отличие трудовой пенсии от государственной – это источник финансирования. Государственная пенсия по ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», финансируется исключительно из федерального бюджета, то трудовая пенсия в первую очередь связана со страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию и финансируется по смешанному, преимущественно страховому принципу.

Государственная пенсия назначается в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Виды государственных пенсий: пенсии за выслугу лет, (назначаемая госслужащим), пенсии по старости, инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца (назначаются гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; военнослужащим по призыву назначается пенсия по инвалидности, а их семьям – пенсия по случаю потери кормильца; участникам ВОВ по данному закону назначается только пенсия по инвалидности. Социальная пенсия назначается другим нетрудоспособным граждан (детям, инвалидам, престарелым, не имеющим права на трудовую пенсию). Указанным законом предусмотрен также и перечень граждан, имеющим право на одновременное получение двух пенсий (ст.3,п.3).

Право на трудовую пенсию определен ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001г. – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации граждан заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии, либо утратили нетрудоспособность члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Данный закон выделяет три вида трудовых пенсий: 1) пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Для понимания процесса финансирования и определения размеров трудовых пенсий нужно знать, что трудовые пенсии состоят из нескольких частей, каждая из которых рассчитывается и финансирования по особым правилам. Так, трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих трех частей:1) базовой части (БЧ); 2) страховой части (СЧ); накопительной части (НЧ), а трудовая пенсия по случаю потери кормильца только из двух частей:1) базовой части (БЧ); 2) страховой части (СЧ). Закон предусматривает, что в случае смерти работника, у которого есть пенсионные накопления, некоторые его родственники (не совпадающие с кругом наследников) при определенных условиях могут получать эти суммы. Если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости, пенсионные накопления выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в Законе о трудовых пенсиях. В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, данные средства учитываются в составе пенсионного резерва, то есть становятся собственностью ПФР.

Следует обратить внимание на то, что пенсионные накопления выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в законе. К сожалению, такой порядок до сих пор не установлен. Помимо прямого замалчивания самой возможности получить указанные суммы, это сводит на нет редкие попытки требований выплаты пенсионных накоплений со стороны членов семей умерших молодых и зрелых работников (соответствующие заявления граждан просто складируются), что вынуждает членов семьи умершего обратиться в суд с исковым заявлением к ПФР о выплате указанных сумм. Таким образом, в н.в. не определен срок, в течение которого следует обращаться за получением пенсионных накоплений и в течение которого надо выплачивать накопления после соответствующего обращения заинтересованных граждан. Также отсутствует правовая норма, предусматривающая, за чей счет должны производиться расходы по пересылке и доставке сумм накоплений. Еще одним примером «заботы» о родственниках умершего является правило, предусматривающее, что в случае смерти застрахованного после назначения накопительной части (например, через месяц после выхода на пенсию) – все пенсионные накопления остаются в ПФР.

Студентам следует обратить внимание на норму, предусматривающую порядок назначения накопительной части трудовой пенсии инвалидам. Ежегодно значительное число работников молодого и зрелого возраста становятся инвалидами, имеется на специальной части лицевого счета пенсионные накопления. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается этим лицам (за некоторым исключением) не ранее достижения ими возраста 55 и 60 для женщин и мужчин соответственно до которого инвалиду дожить, очевидно, проблематично, предусмотренного п.1, ст. 7 Закона о Трудовых пенсиях.

Пенсионные накопления явились одной из главных целей пенсионной реформы, проведенной в рекордно короткие сроки в интересах не социальной, а экономически составляющей пенсионной модели. Это «живые» деньги, которые изъяты из текущей пенсионной системы (т.е. не достающиеся нынешним пенсионерам), размеры которых постоянно растут и в масштабах страны в самом ближайшем будущем достигнут десятки миллиардов долларов) являются своеобразным гигантским скрытым кредитом работающего населения правительству для инвестиционных нужд государства. Оценив новое пенсионное законодательство мы приходим к выводу, что никаких юридических гарантий сохранения в будущем покупательской способности пенсионных накоплений граждан они не предусматривают.

Пенсия за выслугу лет теперь не являются трудовыми, а значительная их часть, связанная с профессиональной деятельностью на работах с особыми условиями труда (работа медиков, педагогов, шахтеров, летчиков и т.д.) стала называться с 2002 года досрочными трудовыми пенсиями по старости.

При изучении системы пенсионного обеспечения необходимо учитывать периодически изменяемые размеры трудовых пенсий. Так, ФЗ от 14 февраля 2005г. № 3-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий в 2005 году установил новые размеры всех базовых частей трудовых пенсий. Однако после соответствующих периодических индексаций их размер уже значительно выше указанного в данном законе.

Следует также при изучении данной темы обратить внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в которых содержатся ответы на некоторые сложные вопросы пенсионного обеспечения.

Следует учесть, что очень многие положения пенсионного законодательства должны применяться с учетом соответствующих постановлений (определений) Конституционного Суда РФ, с которыми также следует ознакомиться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: