double arrow

ДИСЛАЛИЯ


Дислалия(от греч. dis — приставка, означающая частич­ное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннерва­ции речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи1 наибо­лее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном фун­кционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.

Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в на­учное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Не­сколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р. Шультесс также вводит в свои работы термин «дислалия», но в более узком, нежели у И. Франка, значении: он причисля­ет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловлен­ные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, такое же понимание дислалии встречается в работах Гутцмана.




Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалиям случаи нару­шения произношения, не обусловленные анатомическими де­фектами речевого аппарата. Он выделял две формы: функ­циональную и обусловленную снижением слуха (dislalia audiogenes). Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменения­ми в артикуляционном аппарате, он обозначил термином «дисглоссия» и выделил четыре вида этого де­фекта в зависимости от того, какой из артикуляционных от­делов оказывается нарушенным: губную (labialis), языч­ную (lingualis), зубную (dentalis) и нёбную (palatalis).

В отечественной логопедии начала XX в. объем понятия дислалии не отличался от принятого в работах Куссмауля и Гутцмана. Но уже в 30—50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщаю­щий термин подводились все типы нарушения произноше­ния). Он включал в нее звукопроизносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством пе­риферических органов речи: костно-хряще-мышеч-ных частей, или «периферической или иннервацией», а также нарушения звукопроизношения, обусловленные пери­ферической тугоухостью. Он полагал, что не менее 10% случаев дислалии обусловлены этим дефектом. М. Е. Хватцев выделяет три формы дислалии: механическую, обуслов­ленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами нёба, короткой подъязычной уздечкой); орга­ническую, обусловленную периферической тугоухостью, ано­малиями челюстей, зубов, языка и нёба; функциональ­ную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыха­емой струи воздуха и т. д.



В начале 50-х годов А. М. Смирнова на основе большого клинического материала публикует классификацию дефек­тов произношения, которая заметно отличается от классифи­кации, предложенной М. Е. Хватцевым.

В это же время О. В. Правдина дает иную трактовку дис­лалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она в отличие от М. Е. Хватцева выде­лила только две формы: функциональная и механи­ческая, в состав последней была включена и ринолалия.

В дальнейшем в 60-е годы, в работах С. С. Ляпидевского и О. В. Правдиной прослеживается тенденция к делению про­износительных дефектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычие». В эти же годы в работе С. С. Ляпидевского и Б. М. Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное рече­вое нарушение. Это определенным образом сузило понятие дислалии и сделало его более четким. В дальнейшем деле­ние дислалии на функциональную и механическую стало разделяться большинством авторов. Лишь в отдельных ра­ботах стала упоминаться органическая дислалия, хотя со­держание этого словосочетания не у всех авторов совпадало: в работе Е. Ф. Pay и В. А. Синяка термин «органическая дислалия» просто заменен термином «механическая дисла­лия», а в работе Л. В. Мелеховой понятием «органическая дислалия» охватывались случаи произносительных наруше­ний, переходные между дизартрией и дислалией. В последнее время такие нарушения определяются как стертая ди­зартрия.



В настоящее время термин «дислалия» приобрел между­народный характер, хотя его содержание, а также виды нару­шений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпаде­ния связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психо­логические или лингвистические. В традиционных описани­ях, в которых используются клинические критерии, различные произносительные нарушения типа дислалии рассматриваются нередко как рядоположные. Описания, в основу которых по­ложены психологические и лингвистические критерии, в по­нятие дислалии включают то разные ее формы и виды, то фонетические и фонетике-фонематические нарушения звуко-произношения (например, в работах Р. Е. Левиной)1.

Критический анализ учения о дислалии с современных научных позиций требует пересмотра установившихся в ло­гопедии представлений. Произносительные дефекты по свое­му нейрофизиологическому и психологическому механизму, по вызывающим их причинам, по роли в общем речевом раз­витии ребенка и методам преодоления нередко оказываются различными.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечествен­ных и зарубежных исследователей указывают, что недостат­ки произношения имеются у 25—30% детей дошкольного возраста (5—6 лет), у 17—20% детей школьного возраста (I— II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1%. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодо­леваются в ходе речевого развития детей и в процессе школь­ного обучения.







Сейчас читают про: