Групповая социальная работа

С середины 30-х годов наибольшее внимание в групповой социальной работе уделяется взаимодействию членов группы, а также осуществлению совместных проектов. Дж. Вильсон так описал деятельность социальных работников в группах на раних этапах: «Люди, занимавшиеся деятельностью в группах в начале ХХ столетия, выискивали такие крупные социальные проблемы, как нищета, низкая заработная плата, слишком длинный рабочий день, плохие жилищные условия, антисанитария, коррупция, кастово-клановый принцип по отношению к людям. Они организовывали непосредственную помощь, чтобы накормить голодных, вылечить больных, а также создавали условия для культурной деятельности и отдыха. Осуществлялись программы социальных действий, чтобы смягчить или устранить выявленные социальные проблемы. К решению этих проблем привлекались лица как из привилегированных, так и угнетенных слоев общества».

Дж. Вильсон так суммирует необходимые знания, которые должны иметь работники, осуществляющие групповую социальную работу: «Когда работник возлагает на себя обязанность работать с группой, он должен иметь максимальное понимание динамики трех составляющих: группы, отдельных людей, социальной обстановки. Он должен представлять допустимые рамки воздействия на поведение групп и людей. Важно знать, что все группы различны, поскольку люди неодинаковы, также не похожа и социальная обстановка в разных случаях. Необходимо, наконец, понимать, что цели каждой группы различны, хотя их деятельность может быть и аналогичной по характеру и организации».

Многие лица, проводившие индивидуальную социальную работу, считали, что люди, осуществляющие работу с группой, просто «играют с детьми», «танцуют», «организуют загородные поездки» или «обучают художествам и ремеслам». Профессиональные знания и опыт групповых работников получили признание только тогда, когда клиники и больницы включили в

свою деятельность обслуживание групп. На Национальной конференции в 1935 г. Н. Бойд подробно рассказала о первом случае групповой работы с психическими больными. Она говорила об упражнениях, играх и танцах в одной из больниц Чикаго — весьма ценных, по ее мнению, видах жизнедеятельности, которые проводились как с легко возбудимыми, так и с апатичными больными. Аналогичные программы осуществлялись в исправительных школах и заведениях для умственно отсталых. Она утверждала, что умственно отсталые пациенты, с которыми проводили групповую работу, меньше ссорились, работали с большей охотой, бережливо относились к имуществу и реже пытались сбежать.

В 60-х годах Комитет по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников поставил задачи в области групповой работы, в соответствии с которыми группы могут использоваться:

1. В исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов.

2. Для предупреждения дисфункций (в случае такой опасности).

3. Для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста.

4. Для утверждения личности.

5. В целях обучения и воспитания чувства гражданственности.

6. Для осуществления одной или всех этих целей одновременно состав группы может меняться по мере того, как изменяются потребности клиента.

Эта шестикомпонентная типология помогает уточнить различия в групповой работе и предоставляет все возможности добиваться повышения по службе по мере профессионального совершенствования работника. В восстановительной группе руководитель выполняет роль учителя или тренера. В обучающих группах обычно требуются более сложные виды работы, включая групповое обсуждение. В группах по выработке навыков общения успех зависит от того, какую программу действий и посредничества предложит руководитель. В группах, обучающихся умению принимать решения, руководитель группы помогает излагать мысли и принимать решения по вопросам, касающимся деятельности группы, а также может выступать в защиту того или иного средства лечения. В терапевтических группах необходима оценка

потребностей каждого члена группы, выбор тех из них, которые будут способствовать достижению целей данной группы.

Решающий шаг, который объединил индивидуальный подход и групповую деятельность, был сделан, когда практики социальных служб стали работать с клиентами индивидуально и в составе групп. Были организованы курсы и семинары для групповых работников по обучению методам индивидуальной работы и, наоборот, для обучения специалистов по индивидуальной работе методам групповой работы и, наконец, по обучению методам работы индивидуально и в малочисленных группах.

Поделиться…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: