Перспективы международной системы образования социальных работников

До середины 60-х годов, для того чтобы наладить деятельность школ социальной работы или улучшить этот процесс, в развивающиеся страны были приглашены десятки американских, британских и канадских специалистов в области образования.

В то же время работники образования из США проводили учебные семинары для европейцев и служили наставниками при изучении условий жизни неблагополучных семей и помощи им.

Специалисты из Латинской Америки также освоили североамериканский опыт, накопленный при работе с неблагополучными семьями: он был признан более эффективным, нежели патерналистский, автократический или моралистский подходы, которые прежде использовались в их странах. Стипендии и стажировки, предоставляемые международными агентствами, правительствами разных стран и частными лицами, привлекали социальных работников со всего мира в США, Канаду и Соединенное Королевство. Это способствовало интернационализации профессии и распространению солидарности среди преподавателей социальных дисциплин, служило укреплению западного влияния на образование социальных работников в развивающихся странах. Поскольку подготовка кадров в сфере социальной работы для этих стран была совершенно новым делом, они воспользовались чужими достижениями, а не стремились изобретать новые модели, структуры и формы работы, которые бы лучше соответствовали местным условиям.

С начала 70-х годов Международная ассоциация начала осуществлять в ряде развивающихся стран новую программу «экспериментальных» школ, на примере которых можно было бы пересмотреть программы образования. Главная ее цель — сформулировать принципы обучения, подходящие каждому отдельному региону, делая акцент на развитие учебных планов, соответствующих местным условиям. Международные и региональные семинары, запланированные как часть этой программы, собирали участников из разных стран для изучения новейших моделей обучения социальной работе.

Однако и региональный подход оказался далеко не идеальным. Социальная работа, если она находится в плену местнических интересов, подчиняющих систему образования крайностям национализма, сектантства или какой-то исключительной идеологии, как показывает практика, не в состоянии долго существовать как профессиональная дисциплина. Если местничество преобладает в деятельности школ социальной работы, то неизбежно нарастание нелепых, неадекватных методов. Поэтому представляется, что наибольший потенциал для будущей системы образования в социальной работе заложен в слиянии местного и мирового опыта и знаний. Именно это отвечало бы в наибольшей степени потребностям каждого человека и всего общества. В 80-х годах начался вселяющий оптимизм процесс — школы социальной работы, развивающиеся на национальной почве, стали привносить свой вклад, собственный опыт в дело социальной работы во всем мире. Упор, который школы социальной работы в странах «третьего мира» делают на национальные потребности и местные традиции, имеет, безусловно, общемировое значение. Это, естественно, только пополняет общую копилку знаний всех школ.

Проделанный анализ постановки образования в области социальной работы обнаруживает как сходство, так и различия, имеющиеся в разных странах. Но во всех случаях программы обучения социальной работе, независимо от того, как они составлены, должны строиться на основе общечеловеческих ценностей, обеспечивать глубокое знание социальных болезней, понимание отношений личности и общества в их взаимодействии и обучать методам эффективной «интервенции» в социальные проблемы.

Распространяя мировой опыт при обучении социальных работников, следует руководствоваться здравым смыслом, применять разнообразные подходы, использовать плюралистическую концепцию и утверждать ценности, которые характеризуют эту профессию как одну из наиболее гуманных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: