Проблемы социального страхования

По мере продвижения системы социального страхования к следующему столетию на программу начинают оказывать мощное экономическое влияние демографические сдвиги. Для того чтобы будущим поколениям налогоплательщиков не пришлось нести на своих плечах лишний финансовый груз, законодателям уже сейчас необходимо приступить к разрешению нарастающих проблем. Кроме того, роль женщины в обществе меняется, и политические деятели должны будут разрабатывать положения о пенсиях с учетом этого факта. Еще одной проблемой будет влияние, оказываемое расширением видов частных и правительственных пенсий на доходы пенсионеров.

Соразмерные пенсии. Установленные уровни налогов уже достаточно высоки. Основной проблемой будет являться внутреннее перераспределение пенсий. Например, они могут рассматривать в качестве источника средств для перераспределения пособия, получаемые супружеской парой, так как эти пособия могут оказаться слишком велики с экономической точки зрения.

Принцип «плати в зависимости от доходов». Этот принцип финансирования социального страхования может стать еще одной проблемой. До тех пор, пока соотношение работников и получателей пенсий и пособий стабильно, принцип «плати в зависимости от доходов» срабатывает хорошо. К началу следующего столетия строгая приверженность этому принципу, вероятно, завершится ростом налогов, которые лягут тяжелым бременем на плечи будущих поколений. Увеличивается вероятность того, что политики предпримут попытку использовать накопленные фонды либо для поднятия пенсий, либо для программы больничного страхования, которую в ближайшем будущем ожидают финансовые трудности. Нахождение баланса между следованием принципу «плати в зависимости от доходов» и накоплением больших фондов потребует продуманного политического решения.

Использование государственных доходов. В принципе большинство политических деятелей прошлых лет настаивали на использовании средств из государственных доходов для финансирования системы социального страхования. Но это могло бы нарушить принцип долевых взносов, без которых многие работники лишились бы права на получение пенсий. Однако в связи с тем, что подоходные налоги на заработную плату продолжают расти и становятся наиболее значимой частью налоговой системы, политические деятели могли бы обдумать возможность использования государственных доходов в этих целях. Государственные доходы во все больших количествах используются для финансирования социального страхования как прямыми, так и косвенными способами. Предоставление налогового кредита по части подоходного налога с заработной платы приведет к непрямому использованию государственных средств для финансирования социального страхования.

Женщины и социальное страхование. Так как все больше женщин принимает участие в трудовом процессе, вопрос о месте женщины в системе социального страхования приобретает важное политическое значение. В настоящее время программа обеспечивает относительно щедрые пенсии неработающим женам. Однако если в течение 10 лет со дня вступления в брак происходит развод, то они теряют право на получение супружеской пенсии. Работающая женщина получает пенсию непосредственно на себя в том случае, если эта пенсия больше пенсии ее супруга, основанной на величине его заработка. Если же пенсия женщины меньше, то выплачивается только пенсия супруга; в любом случае, женщина получает либо свою собственную, либо супружескую пенсию, но не ту и другую одновременно. Незамужние женщины просто предоставлены самим себе. Женщины все чаще ощущают несправедливое отношение к себе со стороны системы социального страхования. Более того, сейчас многие женщины хотели бы, чтобы их рассматривали как работниц, независимо от того, работают ли они дома или вне его.

Министерство здравоохранения и социального обеспечения изучило различные способы, при помощи которых система социального страхования могла бы быть приспособлена к изменившимся ролям мужчин и женщин, включая показательные модели долевого участия. Руководствуясь поправками 1983 г., конгресс поручил министру здравоохранения и социального обеспечения изучить возможность применения плана долевого участия.

Другие виды пенсий. Последние данные свидетельствуют, что 49 % пожилых пар и 26 % одиноких пожилых людей получают пенсии, не входящие в систему социального страхования. Более молодые поколения работников используют различные виды пенсионного накопления и в будущем будут получать свои пенсии. Большая часть частных пенсий либо согласована с пенсиями по социальному страхованию, либо компенсирует их. Но в любом случае частные пенсии, получаемые высокооплачиваемыми работниками, непропорционально велики по сравнению с пенсиями низкооплачиваемых работников.

Государственные пенсии, выплачиваемые служащим и не согласованные с пенсиями по социальному страхованию, создают различные проблемы, связанные с пенсионным переплачи-ванием. Например, многие пенсионеры, получающие государственные пенсии, военные пенсии и пенсии по социальному страхованию, будут иметь более высокий пенсионный доход, чем предпенсионные заработки.

Глава 4. Профессиональная подготовка социальных работников 4.1. Подготовка специалистов в области социальной работы 4.1.1. Развитие специального образования для социальных работников

Социальная работа возникла как благотворительность, религиозный долг личности. И только в нашем веке социальная работа была признана профессией, требующей специальной подготовки.

Система обучения социальных работников берет начало в конце XIX века и обязана своим возникновением усилиям социальных служб, заботившихся об улучшении качества и системном характере оказания помощи бедным и вообще всем людям, находящимся на иждивении у других.

Многие руководители благотворительных организаций, имевшие опыт практической работы, пришли к выводу о необходимости постепенной замены на социальной работе добровольцев штатными служащими. Поэтому стало необходимым соответствующее образование, которое позволило бы обеспечить достаточно высокий уровень работы социальных служб.

В центре внимания первых программ обучения социальных работников находились:

- обязательный минимум практических и теоретических знаний, которые должны содержаться в учебных планах;

- соответствие образования требованиям практики;

- выработка и применение стандартов обучения.
Первые школы, хотя в большинстве своем и независимые,

были все же связаны с соответствующими социальными организациями. Неизменно важную роль в разработке программ социального обучения для высшей школы играли учреждения социальной помощи неблагополучным семьям. Эти учреждения вносили в программы требования о знании практики социальной работы по защите интересов и благополучия семьи, детей, а также указывали на необходимость учета окружающей такие семьи внешней среды.

К концу первой мировой войны Ассоциация подготовительных школ для профессиональной социальной работы координировала 17 программ. В 1927 году она стала Ассоциацией школ социальной работы (АШСР), которая обеспечивала поддержание связей между школами и вырабатывала нормативы учебной работы. Ассоциация разработала нормативы (учебные планы) для регулярных курсов обучения, для ответственных работников администрации и для курсов, создаваемых при университетах.

Уже в 30-е годы АШСР разработала минимальную, рассчитанную на год программу, которая предусматривала набор определенных учебных курсов, преподаваемых как в классах, так и на практике, «в поле». Эти учебные курсы получили признание в качестве нормативных для обучения социальной работе. Тенденция включения программ социальной работы в систему университетского образования нашла свое выражение после того, как АШСР стала принимать в свои члены только школы социальной работы, которые действовали в рамках высших учебных заведений. При этом предусматривалась реализация двухгодичных программ, дававших основание для получения степени магистра (аспирантская подготовка).

В 1946 году был образован Совет по образованию для социальных работников, который объединил ранее существовавшие организации. В состав Совета входили представители университетов, професссиональных ассоциаций, общественных и государственных учреждений. Проблемы стандартизации учебных планов, их сертификации и оценки, а также все другие вопросы, связанные с профессиональной подготовкой, были отнесены к компетенции Совета.

После нескольких лет дебатов и рассмотрения ряда проектов документов в 1984 году Совет по образованию в области социальной работы опубликовал требования к учебным программам и соответствующим образом изложил политику формирования учебных программ.

В качестве центральной концепции в системе подготовки специалистов в области социальной работы, как на уровне бакалавров, так и на уровне магистров, получил официальное признание комплексный подход.

Начиная с 50-х годов ООН стала главной движущей и направляющей силой в процессе учреждения служб социального обеспечения, открытия школ по обучению социальной работе в развивающемся мире. В 1951 г. специальная комиссия этой организации приняла резолюцию, в которой отмечалось, что «социальная работа в принципе должна быть признана профессиональной деятельностью, выполняемой лицами, получившими профессиональную подготовку, прослушавшими в соответствующем учебном заведении официальный курс по теории и практике социальной работы. При этом курсы университетов или специальных школ социальной работы должны отвечать максимально высоким требованиям, быть достаточно полными и всеобъемлющими, соответствовать как разнообразию форм, так и единообразию социальной работы».

Пути и направления развития научного поиска в психологии, социологии и в других смежных дисциплинах находят свое отражение в учебном плане для сферы социальной работы — вначале на докторском, а в конечном итoгe на бакалаврском и магистерском уровнях. Широкие общественные движения и их ключевые идеологические положения повлияли на политику приема студентов, подбора профессорско-преподавательских кадров и на включение как отдельных понятий, так и целых теорий в учебный план. Демографические тенденции, особенно сокращающееся число выпускников высшей школы, заставляют при составлении учебной программы изучить различные группы населения на предмет наличия потенциальных кадров, например, мужчин среднего возраста и женщин, начавших работать в немолодом возрасте.

Профессиональные интересы студентов, значительная часть которых в настоящее время обнаруживает склонность к частной практике, играют основную роль при определении содержания учебного плана. Технологические нововведения, например управленческие информационные системы и широкое распространение компьютеров, также влияют на практику социальной работы и обучение. Колледжи и университеты, предлагающие учебные программы социальной работы, возможно, являются наиболее важным источником изменений. Все в большей степени факультеты социальной работы склонны принимать преподавателей с докторской степенью и ужесточать свои требования к ним, выдвигая в качестве необходимых условий ведение научной работы и публикации. Эти условия необходимы для занятия должностей и продвижения по службе.

Возможно, центральным вопросом образования в социальной работе станет в ближайшем будущем вопрос качества подготовки. Пока многие предложения по непрерывному обучению носят эпизодический, случайный характер, не включают долгосрочного планирования или систематической оценки образовательных потребностей профессионалов.Реализация этих предложений зависит от денежных субсидий извне, наличие которых становится все более проблематичным в меняющейся бюджетной обстановке. Часто программы непрерывного обучения составляются так, чтобы привлекать состоятельных клиентов, конъюнктурные кадры.

Среди факторов, угрожающих качеству образования в социальной работе, — снижающееся число кандидатов, уменьшение приема, занижение стандартов при наборе, бюджетные сокращения ассигнований, распространение бакалаврских программ и быстрое увеличение количества докторов, иногда при отсутствии необходимых учебных ресурсов.

Наряду с проблемами можно отметить и определенные достижения. В частности, значительно укрепились междисциплинарные и межпрофессиональные связи в учебных программах социальной работы. Общей тенденцией стало расширение программ с двумя ступенями, которые объединяют усилия факультетов социальной работы и юриспруденции, архитектуры, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, коммунального хозяйства, общественного управления, медицины и др.

Была приведена в действие широкая программа, имевшая своей целью помочь правительствам разных стран в подборе достаточно квалифицированного персонала для организуемых служб социального обеспечения. В течение 50—60-х годов эта программа, предусматривавшая наличие групп экспертов, проведение международных и региональных семинаров, возможность предоставления стипендий и осуществления международных обменов, способствовала бурному росту школ социальной работы во всем развивающемся мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: