Цель темы: познакомить студентов со способами постановки свистящих звуков.
Задачи темы: датьпредставления о приемах выработки воздушной струи, фонематического восприятия и коррекционной работе по постановке свистящих фонем.
Содержание темы (теоретический материал)
Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи. Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков. Дифференциация свистящих фонем.
Лабораторный практикум
1. Подобрать карточки и показать подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков.
2. Подобрать речевой материал для дифференциации звуков с- с’, з- з’, с – ц, с – з.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите и опишите приемы постановки свистящих звуков?
2. В какой последовательности следует автоматизировать звук [с] на речевом материале?
|
|
3. Какими признаками характеризуется струя выдыхаемого воздуха при произношении свистящих звуков?
4. Назовите акустические и артикуляционные признаки звуков [с] и [ц]?
Литература
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство – Пресс, 2001.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.
3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.
Тема 10. Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ». (2 часа/зач.ед.).
Цель темы: познакомить студентов с недостатками произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ» при дислалии.
Задачи темы: датьпредставления о характеристике артикуляционных укладов, искажениях и заменах фонем «ш», «ж», «ч», «щ».
Содержание темы (теоретический материал)
Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Отображение правильной и нарушенной артикуляции на артикуляционных профилях. Причины и варианты нарушений - сигматизм и парасигматизм шипящих звуков.
Лабораторный практикум
1. Изобразить на профилях варианты дефектов шипящих и свистящих звуков.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте акустическую и артикуляционную характеристику шипящих звуков?
2. Назовите дефекты произношения звука [ш]?
3. Чем отличается артикуляторный уклад звуков [ж] [ш] [щ] [ч]?
4. В какой последовательности организуется обследование шипящих звуков?
Литература
1. Иншакова О.Б., Альбом для логопеда. – М., 1998.
2. Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. – 2000. - № 4. – С. 138-139.