Тема 9. Приемы постановки свистящих звуков (2 часа/зач.ед.)

Цель темы: познакомить студентов со способами постановки свистящих звуков.

Задачи темы: датьпредставления о приемах выработки воздушной струи, фонематического восприятия и коррекционной работе по постановке свистящих фонем.

Содержание темы (теоретический материал)

Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи. Приемы коррекционной работы по постановке свистя­щих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формиро­ванию фонематического восприятия при парасигматизме. Закреп­ление коммуникативных умений и навыков. Дифференциация свистящих фонем.

Лабораторный практикум

1. Подобрать карточки и показать подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков.

2. Подобрать речевой материал для дифференциации звуков с- с’, з- з’, с – ц, с – з.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите и опишите приемы постановки свистящих звуков?

2. В какой последовательности следует автоматизировать звук [с] на речевом материале?

3. Какими признаками характеризуется струя выдыхаемого воздуха при произношении свистящих звуков?

4. Назовите акустические и артикуляционные признаки звуков [с] и [ц]?

Литература

1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство – Пресс, 2001.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.

3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.

Тема 10. Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ». (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов с недостатками произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ» при дислалии.

Задачи темы: датьпредставления о характеристике артикуляционных укладов, искажениях и заменах фонем «ш», «ж», «ч», «щ».

Содержание темы (теоретический материал)

Характеристика шипящих фонем. Описание правильного ук­лада органов артикуляции. Отображение правильной и нарушенной артикуляции на артикуляционных профилях. Причины и варианты нарушений - сигматизм и парасигматизм шипящих звуков.

Лабораторный практикум

1. Изобразить на профилях варианты дефектов шипящих и свистящих звуков.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте акустическую и артикуляционную характеристику шипящих звуков?

2. Назовите дефекты произношения звука [ш]?

3. Чем отличается артикуляторный уклад звуков [ж] [ш] [щ] [ч]?

4. В какой последовательности организуется обследование шипящих звуков?

Литература

1. Иншакова О.Б., Альбом для логопеда. – М., 1998.

2. Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. – 2000. - № 4. – С. 138-139.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: