1. Показать приемы коррекции дефекта озвончения и смягчения с помощью студентов группы.
2. Составить конспект фронтального занятия для учащихся 2 класса школы V вида (групповое задание):
- «Дифференциация б-п».
- «Дифференциация в – ф».
- «Дифференциация р – р’».
- «Дифференциация д – д’».
Вопросы для самопроверки
1. Объясните разницу в образовании твердых и мягких согласных звуков?
2. Каковы причины возникновения дефекта смягчения согласных звуков?
3. Опишите приемы коррекции недостатков твердости и мягкости согласных?
4. В какой звуковой последовательности следует корригировать дефект смягчения?
5. Сколько вариантов нарушения выделяется среди дефектов смягчения?
Литература
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.
2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 2006.
3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002, с. 164.
Тема 16. Методы обучения произношению звуков. Логопедические зонды и их применение. (2 часа/зач.ед.).
Цель темы: познакомить студентов с методами обучения произношению звуков и «механическими» способами их постановки.
Задачи темы: датьпредставления о аналитико-сентетическом, полисенсорном и концентрическом методах обучения произношению.
Содержание темы (теоретический материал)
Методы логопедического воздействия. Способы постановки звуков: механический, по подражанию, смешанный. Применение способов постановки звуков в зависимости от дефекта. Описание логопедических зондов. Приемы постановки звуков с помощью логопедических зондов: свистящих звуков, шипящих и сонорных звуков.
Лабораторный практикум
1. Составить таблицу «Методы обучения звукопроизношению»
Метод | Пример реализации метода |
аналитико-синтетический | |
полисенсорный | |
концентрический |
2. По словесному описанию звуков определите слово:
- согласный, ротовой, глухой, смычный, заднеязычный, твердый; гласный, нижнего подъема, среднего ряда;
- согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, твердый; гласный, нижнего подъема, среднего ряда.
Вопросы для самопроверки
1. Какой способ логопедического воздействия наиболее эффективен при постановке звука [р]?
2. С помощью, каких средств осуществляется механический способ постановки звуков?
3. Чем отличаются логопедические зонды от массажных?
4. Какими средствами можно заменить «шариковый» зонд, используемый для постановки звука [р]?
5. На каком этапе логопедической работы используются логопедические зонды?
6. В каких целях применяются массажные зонды?
7. При каких речевых нарушениях используются массажные зонды?
Литература
1. Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения.- М., 2005.
2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.
3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.