Печать Св. Духа как залог спасения

Сказав о том, что христиане, сподобились стольких благ, апостол прибавляет следующее: «Вы… запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия вашего, для искупления удела Его». В запечатлении Духом можно выделить несколько смыслов:

(а). Удостоверение действительности даров. В славянском написано не «для искупления удела», а «в избавление снабдения». Согласно свт. Феофану это означает: «в удостоверение, что чем положил Бог снабдить верующих, будет им доставлено», в похвалу славы Его» (Еф.1.14).

(б). Печать – знак принадлежности. Запечатление Духом означает, по мысли Златоуста, следующее: «Как если бы кто доставшихся ему по жребию отметил известным знаком, … так точно и Бог, отделив (христиан) для принятия веры в Него (Христа), запечатлел в наследие будущих благ».

(в). Уподобление Владельцу. Принятие Св. Духа, по мысли бл. Иеронима, соделывает принимающего Его подобным Себе.

(г). Залог обещанного. Дарование Св. Духа есть «залог» в следующем смысле: «Залог бывает обеспечением всего. Он купил нам наше спасение, и пока дал только залог. Почему же не даровал всего тотчас же? Потому что мы со своей стороны не исполнили всего» (Златоуст).

[Польсков] «Благодать вам и мир от Господа Иисуса Христа, от Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 1, 2-3). Апостол благодарит прежде всего Бога Отца Господа нашего Иисуса Христа. В 14 первых стихах апостол благодарит Бога за то, что от века Бог восхотел спасти род человеческий и устроил наше спасение во Христе Иисусе, и мы запечатлены кровию Христовой, и залогом Духа Святого. Бог благодарится за наше спасение, в целом содержание этой молитвы. Мы увидим, что в этой молитве апостол Павел сочетает два плана бытия, с одной стороны он говорит о предвечности, или о предвечном Совете Бога о спасении рода человеческого, поскольку Бог избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви. Открыв нам тайну Своей волею… желание спасти род человеческий это вечное желание Бога, от века. Это желание было осуществлено во времени, апостол Павел мастерски сочетает предвечность с Вечностью. По благоволению Бог прежде положил во Христе это желание. А исполнилось оно в устроении полноты времен. На языке Евангельском полнота времен это время Церкви, последних христианских времен. Христос, когда выходит на проповедь, по Евангелию от Марка, говорит: исполнилось время и приблизилось Царство Небесное. Исполнение времен и есть начало последних времен, начало времени спасения, времени Церкви. Бог реализует, исполняет Свое желание в Церкви, во Христе, через Христа и через Церковь. Происходит это благодаря искупительной Крови Христовой. В Нем мы имеем искупление грехов Кровию. Этот стих пытались толковать, как говорящий о предвечном человечестве. Предвечное человечество Христово. Бог захотел нас спасти Предвечной Кровию Христовой, а где Кровь, там и Тело, там и человечество Христово. Такие идеи, натянутая экзегеза. Но речь здесь о том, что Бог от века хотел спасти, и знал, как спасет род человеческий. От века Христос был предназначен быть Агнцем, закланным на кресте. Кровь Христова от века была предназначена быть оружием нашего спасения. Чтобы никто не сомневался, мы запечатлены Духом Святым, Дух Святый нам дан как залог нашего спасения. Это выражение характерно для ранних посланий апостола Павла. Залог это то, что дается в качестве гарантии. Если не исполнено, то залог остается у того, кто им обладает. Здесь Сам Дух Святый дан в залог. Такой залог не может быть нарушен. 4-5 стихи – Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви, предопределив усыновить нас через Иисуса Христа. Здесь спасение понимается как усыновление, это Павлова мысль (послание к Галатам), когда мы получаем все права сыновства и Бога можем назвать Отцом в Духе Святом. А во-вторых, Бог предопределил усыновить нас Себе. В протестантстве и кальвинизме возникло учение о двойном предопределении человека. Кто-то от века предопределен к погибели, а кто-то ко спасению. У апостола Павла есть термин предопределение, но всегда там, где этот термин возникает, апостол Павел говорит о предопределении ко спасению, никогда, о предопределении к погибели. Бог всем хочет спастись и в разум истины придти. Во втором послании к Коринфянам это ярко выражено, это то, что можно назвать объективной стороной спасения. Бог все сделал для нашего спасения. Сына Своего отдал на заколение на кресте. Больше никто ничего сделать не может. Объективно, теперь нам надлежит усвоить то спасение, быть его достойными. Это субъективная сторона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: