Обязанности христиан: воздержание от блуда, неучастие в делах тьмы, обязанности супругов, обязанности детей и родителей, бодрствование

[Кассиан] В отрывке 4:17-24 ап. Павел толкует христианскую жизнь, как и в Кол. 3, в смысле облечения в нового человека. Жизнь по Боге «в праведности и святости истины» противополагается нечистоте языческого прошлого. За этим следуют отдельные наставления 4: 25-5:2, предлагаемые без системы, но стоящие под общим знаком любви (ср. стт. 25, 28, 29, 31-32, 5:2), получающей свое выражение в единстве Церкви (ср. в особенности ст. 25).

Но, начиная с5:3, Апостол уже не ограничивается отдельными несистематизированными наставлениями. Нравственное учение Ефес. 5:3-6:20 построено Павлом, как наставление чад света. Общая тема этого отрывка поставлена в 5:8 и слл. Даже в ст. 9 лучшее чтение есть «плод света», а не «плод Духа», как у нас. Как «свет в Господе», верующие противополагаются той тьме, которою они были в прошлом. С предостережения против греха, в частности и в особенности, против грехов плоти и против любостяжания и начинается этот отрывок (5:3-7). Любостяжание оценивается, как идолослужение (ст. 5), и сопоставляется с блудом и нечистотою, вероятно, потому, что, как плотские грехи, так и любостяжание, представляют собою забвение Творца ради твари. До 5:20 включительно, мысль ап. Павла определяется противоположением света и тьмы (ср. стт. 11 и слл.). Блюдение бодрственного сознания тоже относится к хождению в свете (ср. стт. 14 и слл., в частности, ст. 18). Но благодарность Богу (стт. 19-20), получающая выражение в молитвенных песнопениях и направляющая, как и в Кол. 3, поведение верующих, приводит их ко взаимному послушанию друг другу (стт. 21 и слл.).

Не входя в подробное рассмотрение отношений между детьми и родителями (6:1-4), и рабами и господами (6:5-9), ап. Павел сосредоточивает свое внимание на отношениях между супругами (5:22-33). Недаром, в Православной Церкви отрывок 5:20-33 есть апостольское чтение в чинопоследовании таинства брака.

[*] Свет и тьма, как образы греха и святости. Плод духа. Обязанности христиан. (5:8-14, 21-33, 6:1-9).

Свет в христианском откровении. Тема света проходит через все христианское откровение. Отделение света от тьмы было первым делом Творца. (Быт.1:3). В конце истории Бог будет Светом нового творения (Отк.21:23). Свет есть одежда Бога (Пс.103:2). В Н.З. эсхатологический Свет, обещанный пророками, становится реальностью. Сам Христос говорит о Себе: «Я свет миру; кто последует за мной не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12).

Свет нравственный. В плане нравственном Свет определяется как область Бога и Христа, будучи областью добра и правды. Тьма, как область сатаны, есть область зла и безбожия. Что общего у Света с тьмою? (2Кор.6:14). По своему рождению все люди принадлежат к области тьмы, особенно язычники, «помраченные в разуме» (Еф.4:18).

Призвание к свету. Бог нас «призвал из тьмы в чудный Свой Свет» (1Петр2:9). Избавив нас от власти тьмы, Он ввел нас в Царство Сына Своего, чтобы мы могли разделить участь святых, во свете живущих. Это есть решающая благодать, являемая при крещении, когда Христос освещает нас и просвещает. Мы «были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф.5:8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: