Проблема авторства

[Польсков] При рассмотрении послания Иакова, естественно возникает вопрос о каком Иакове идет речь. В книге Н.Н. Глубоковского «Послание к Галатам как благовестие христианской свободы» есть об этом в комментарии на 19 стих первой главы, где апостол говорит, что «других апостолов кроме Иакова, Иоанна и Петра он не видел». На 8 страницах Глубоковский дает подробную справку – какие Иаковы были в апостольский век, какой из них чем занимался, что писал.

Обычно послания не усваиваются Иакову Зеведееву. Потому что 12 глава Деяний апостольских говорит о том, что Иаков Зеведеев был усечен мечем Иродом Агриппой, в конец второго периода апостольского века, то есть очень рано. К этому времени не известно о посланиях христианских вообще, и о посланиях Иакова Зеведеева в частности. Поэтому вопрос стоит об Иакове Алфееве, либо об Иакове брате Господнем. В отношении Иакова западная Церковь считает, что послание написано Иаковом Алфеевым, и Глубоковский показывает, на чем такая теория строится. Она строится на кратком упоминании жен-мироносиц, которые общаются с матерями некоторых апостолов. Владыка Кассиан считает, что нет достаточных оснований считать, что это послание было написано Иаковом Алфеевым. Действительно восточная традиция склонялась к мнению, что послание было написано Иаковом братом Господним. Однако мы помним, что Иаков брат Господень, как говорит Ин. гл. 7, при земной жизни Господа не ходил со Христом и не веровал в Него. Братья не веровали в Него.

Когда же произошло обращение Иакова? С большой долей уверенности можно утверждать, что это обращение произошло до Пятидесятницы, потому что первая глава Деяний Апостольских заканчивается указанием на то, что апостолы с женщинами и Марией, и братиями Господними пребывали вкупе и молились. Вопрос, когда произошло обращение Иакова и как оно могло случиться. Канонические тексты не сохранили нам описания. В 1 Кор. гл. 15 краткое упоминание о том, что Воскресший Христос явился и Иакову. Апостол Павел перечисляет явления Воскресшего Христа, говорит о том, что Христос явился 12, явился Петру, Иакову, более чем 500 братиям, а потом говорит «и мне, как некоему извергу». Явление Иакову было тоже, и в этом явлении Иаков был обращен. Подтверждению такой догадки служат фрагменты несохранившегося апокрифического Евангелия евреев. Оно дошло во фрагментах, благодаря Иерониму Стридонскому. Он сделал некоторые переводы. Сохранился, благодаря ему, и интересующий нас отрывок об обращении Иакова. Описывается, как Воскресший Христос является брату, Иакову, устыжает его в неверии, дает ему преломленный хлеб, Иаков обращается. Обращение несколько похоже на обращение Луки и Клеопы по пути в Еммаус. По-видимому, Иаков обратился, и скоро он занимает важное место в Иерусалимской Церкви. Во время собора апостольского после первого миссионерского путешествия, мы видим, что Иаков фактически епископ города – он завершает собор, подводит итог, принимает решение. О дальнейшей судьбе Иакова практически ничего не известно, сохранились краткие отрывки у Евсевия Памфила в церковной истории, которая ссылается на раннего историка Гизиппа, произведения которого до нас не дошли, но отрывки сохранил Евсевий Памфил. Они сообщают нам о том, как пострадал Иаков: о том, как скончался Иаков, имеются сведения и в рассказе Климента Римского. Его сбросили с крыла храма и забили до смерти скалкой.

Из приведенного отрывка мы можем сделать вывод, что Иаков до конца своих дней оставался праведником в смысле иудейского закона. Однако, как мы видим на Иерусалимском соборе, это не мешало ему поддержать апостола Павла и Петра в том, что христиане из язычников не должны соблюдать закон несмотря на свою праведность в смысле законном, Иаков – христианин понимал, что закон исполнил свое предназначение, и что время закона преходит, что нельзя затруднять законом путь для язычников ко Христу.

Послание написано на очень хорошем греческом языке, и это смущало некоторых исследователей, они утверждали, что не может представитель иудео-христианской Церкви писать на таком хорошем греческом языке, но, в принципе, Иаков мог пользоваться услугами секретаря, грекоязычного. Интересно, что цитаты, которые мы находим в послании Иакова, из Ветхого Завета, приводятся в переводах 70-ти, не в еврейском оригинале, а от 70. Хотя пишет тот, кто воспитан на еврейском тексте, на Септуагинте и является главой иудео-христианской Церкви. Но этот аргумент парируют тем, что, хотя послание написано иудео-христианам рассеяния. 1 стих: Иаков приветствует 12 колен, находящихся в рассеянии. Этот классический термин обозначал иудеев, живущих вне Палестины. Естественно, обращаясь к иудеям живущим вне Палестины, сильно эллинизированным, и скорее всего, читали Священное Писание в переводе 70-ти, естественно было цитировать для них перевод тот, что они знали.

Время и место написания. Смерть Иакова произошла незадолго до падения Иерусалима. Это важно, потому что на время написания послания есть несколько точек зрения. Во-первых, некоторые считают, что это послание написано очень рано, фактически является одним из первых записанных посланий. По сути, говорят сторонники такой теории, послание являет собой христианизированный иудейский трактат. Никакой догматики в этом послании нет, послание носит, скорее, морально-нравственный характер. Имя Христа упоминается всего два раза. Другие считают, что это послание написано перед разрушением Иерусалимского храма, в конце жизни апостола Иакова. В послании есть указание, что оно написано в Палестине: «итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня, как земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5, 7). Ранние и поздние дожди, от которых в значительной степени зависел урожай, это палестинская особенность, поэтому считают, что послание написано в Палестине.

Адресаты Послания. Иаков начинается с обращения (1:1), в котором названы отправитель и адресаты. Адресаты – двенадцать колен, находящиеся в рассеянии. По поводу того, кому написано послание, есть две точки зрения. Одна – послание направлено председателем иудео-христианской Церкви, христианам рассеяния, 12 коленам, находящимся в рассеянии – «радоваться». Есть другая точка зрения, что послание направлено языко-христианам. Такая точка зрения основывается на том, что «12 колен, находящихся в рассеянии» (Иак. 1, 1) это символическое обозначение Церкви Христовой, апостол Павел в послании к Галатам называет Церковь «новым Израилем», в Апокалипсисе Церковь называется новым Израилем. Кроме того, владыка Кассиан считает, не приводя, правда, источник, что указание во 2 стихе II главы на «собрание, в которое войдет человек с золотым перстнем», «синагога», это наименование Церкви в Риме в I век. Римская Церковь в первом веке в районе 70 годов продолжала зваться синагогой. А человек с золотым перстнем это указание, по мнению владыки Кассиана, на представителя сословия всадников. Это умозрительное предположение.

Особенностью послания является практически полное отсутствие собственно догматических утверждений и фактически, отсутствие христологии.

Еще одной особенностью послания является полное отсутствие плана. У апостола Павла есть четкий план, приветствие, молитва, догматическая и практическая части, заключение. У апостола Иакова не так: одна и та же мысль несколько раз затрагивается, это затрудняет чтение. Комментировать по стихово послание трудно, несколько раз обращение к одной и той же мысли.

План Послания (см. тематический план Иак.). Владыка Кассиан утверждает, что в послании три центра, смысловых блока, в каждом из которых повторяются одни и те же мысли.

[Кассиан] Послание состоит из трех концентров, в которых основные мысли Иакова развиваются с возрастающею точностью и конкретностью. В первом концентре (1:2-8) Иаков призывает читателей радоваться выпадающим на их долю искушениям. Искушение понимается, как испытание веры, которое приводит к терпению. В непоколебимой вере читатели должны просить у Бога мудрости. Эти три понятия: искушения, мудрости и веры, получают свое раскрытие во втором концентре (1:9-2:26). На искушениях Иаков сосредотачивает внимание в 1:9-18. Он связывает их со страданием от социальной неправды. Искушение исходит не от Бога. В начале искушения лежит обольщение похоти, которая ведет к греху и к смерти. Но искушение ставит нас перед выбором, и тем самым получает значение спасительного испытания. Призывая своих читателей к праведной жизни, согласной с «законом свободы» (ср. ст. 25), Иаков полагает, что христианская праведность выражается в обуздании языка (ст. 26) и в деятельном добре (ст. 27). В практическом поведении христианина, о котором Иаков говорит в этом отрывке, и получают осуществление та мудрость, о даровании которой он учил молиться в первом концентре.

Учению о вере посвящена, во втором концентре, гл. II. Понятие веры раскрывается, во-первых, отрицательно, а затем – положительно. Отрицательно, вера не терпит лицеприятия, допускающего социальную неправду (2:1-13). В этом отрывке чувствуется настороженность против богатства и, наоборот, великая любовь к беднякам. Но от отрицательного учения о вере Иаков переходит к раскрытию ее положительного аспекта: вера требует дел (2:14-26). Именно, в этом учении о вере, являемой делами, Иак. есть ответ на Евр. Поскольку вера непременно получает выражение в делах, наличность дел свидетельствует о наличности веры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: