Итак, Первый концентр Послания (1, 2-8) и Второй концентр Послания (1, 9 – 2, 26): искушения, мудрость, вера

Третий концентр (3:1-5:6) посвящен исключительно практическим вопросам.

[Уляхин] Иаков различает три вида греха. Первый грех, открывающий дорогу другим грехам, грех слова (3:1-4:12): «…кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздать и все тело» (3, 2), «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвержены большему осуждению» (3, 1). Второй грех – неправедное богатство (Иак. 4, 13 – 5, 16): «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак. 5, 4). Третий грех – земная мудрость, душевная, бесовская, проистекающая из гордости и неверия: ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (3, 16), «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (3, 17).

[Кассиан] Развивая мысли 1:26-27 во втором концентре, Иаков сосредотачивает свое внимание на грехах слова (3:1-4:12) и на заботе о земном, которая приводит к неправедному богатству (4:13-5:6). Иаков начинает с предостережения против учительства (3:1), указывает на страшную разрушительную силу, которая присуща языку (стт. 2-8), и мудрости «земной, душевной, бесовской» (ст. 15) противополагает «мудрость, сходящую с небес» и получающую выражение в добром поведении и кротости. Мы лишний раз убеждаемся в том, что, по учению Иак., христианская мудрость осуществляется в практическом поведении. Предостережение против злословия и осуждения ближнего (4:11-12), возвращая читателей к исходной точке 3:1 и слл., показывает, что на протяжении всего отрывка 3:1 – 4:12 мысль Иакова сосредоточена на грехах слова. В следующем отрывке 4:13-5:6 главное ударение – на обличении богатых (5:1-6). В 5:1, 3 звучат эсхатологические ноты (ср. еще 4:1-1 и в заключении послания 5:8, 9), налагающие на Иак. ту же печать предгрозовой эпохи, которую мы отметили в Евр. Толкование ст. 6 было предложено выше.

[Программа] Тематический план Иак.:

I. Об испытаниях в искушениях

1. Долготерпение в испытаниях (1.2-4).

2. Венец жизни для выдержавшего испытание (1.9-12).

3. Источник искушений (1.13-18).

4. Ветхозаветные примеры долготерпения (5.10-11).

II. О вере и делах.

1. Выражение живой веры в исполнении услышанного слова (1.21-27).

2. О вере без лицеприятия (2.1-13).

3. «Вера без дел мертва» (2.14-26).

III. О деятельном благочестии.

1. Учительство (3.1-5).

2. Обуздание языка (3.6-12).

3. Истинная мудрость (3.13-18).

4. О похотях, злословии, неосмотрительных расчетах на будущее (4 гл.).

5. Предостережение богатым (5.1-6).

Свидетельство о Таинстве Елеосвящения. В Иак.5.14 содержится совет: если христианин болеет, то следует позвать пресвитеров Церкви, «и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Предание Церкви относит эти слова к Таинству Елеосвящения. Следовательно, это Таинство совершалось еще в апостольское время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: