Образы Света, Любви, Веры в 1 Послании Иоанна

Наиболее яркие стихи послания об отношении к миру: Свет светит в мире. Но мир лежит во грехе. Главное значение термина «мир» в 1Ин. это современный ему языческий мир, со всеми богословскими и практическими заблуждениями. Этот мир, который не от Бога, который водится тройной похотью: похотью очей, похотью плоти и гордостью житейскою. Такой мир проходит, говорит евангелист Иоанн. Такому миру противопоставляет себя евангелист, миру, который лежит во тьме неведения, который творит похоти. С другой стороны – пребывание во свете Богообщения, через дела любви, через творение заповедей (потому что грех есть беззаконие) и наконец различение духов. Как и в случае с термином «свет», евангелист пользуется понятной протогностикам лексикой, чтобы вложить новое содержание.

К последним могут быть отнесены Докеты. В конце I века появились черты будущего гностицизма. С ними Евангелист Иоанн и полемизирует. Апостол Иоанн отвергает заблуждения гностиков на языке гностиков. Отсюда появляются знакомые нам утверждения, которые можно принять как полемические, в частности: Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы. Гностики говорили, что они просвещены, что в них нет тьмы, что тьма и зло есть материя, а дух их просвещен. В противовес им апостол утверждает 2:8: «потому что тьма проходит, и Истинный Свет уже светит. Но, кто говорит, что он во свете и ненавидит брата своего, тот еще во тьме». Недостаточно говорить, что я во свете, что дух мой просвещен. Здесь апостол из противоположения позиции еретиков выводит целый ряд критериев единства с Богом, пребывания в свете: дела любви, заповеди и различение духов. Истинный Свет уже светит, тьма отступает и это момент реализованной эсхатологии, которая так характерна для Евангелия от Иоанна. Уже происходит спасение, в мире, не через отрешение, а в мире.

Познание Бога осуществляется в любви. Ап. Иоанн говорит, что «любовь – от Бога» (4.7), более того – «Бог есть любовь» (4.8), поэтому и «всякий любящий знает Бога», а «не любящий не познал Бога».

Апостол говорит о любви двояко. С одной стороны, он указывает на ее онтологический источник: любовь – от Бога, любовь – одно из имен Божиих, выражение существа Божия. Но о выражении невозможно говорить, не обозначая ее фактической явленности. Поэтому Иоанн говорит также и о проявлениях любви: «Любовь Божия была явлена в нас в том, что Бог послал в мир Сына Своего» (4.9).

На первый взгляд, в этой фразе содержится противоречие. Говориться о любви Божией, явленной в нас («en hmin»), но в качестве такого явления указывается факт, по-видимости внешний – послание в мир Сына Божия. Противоречие разрешается последующим текстом, где апостол говорит о даровании Духа Божия (4.13), которое в системе Иоанновского богословия есть плод пришествия в мир Сына Божия. И действительное выражение «en hmin» любви реализуется в любви друг ко другу (4.11), и именно потому, что это есть выражение той самой любви, источник которой указан апостолом в Боге, то любовь друг ко другу ведет к тому, что «Бог пребывает в нас» (4.12,16) и «мы в Нем пребываем» (4.13,16).

Познание Бога, или познание любви, которую Бог имеет к нам ведет к вере (4.16): «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог и уверовали в нее». Поэтому и верующий, имеет свидетельство Бога о Сыне Своем в себе самом («en eautw») (5.10). То есть вера в данном отрывке непосредственно связана с любовью, и всякий верующий неизбежно и любит (5.1), потому, что вера в качестве своего источника и основания имеет Бога, познанного в любви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: