Исторические параллели с ВЗ в Евр

[Кассиан]. В 6:13 составители послания останавливаются на обетовании, данном Аврааму, которое, будучи непреложно, как всякое обетование Божие, было, сверх того, закреплено клятвою Божией Аврааму (6:13-20). Обетование получает осуществление чрез служение Иисуса, как Первосвященника по чину Мелхиседека (образ из Быт.14). В этом Своем достоинстве, он вошел предтечею за нас во внутреннейшее за завесу (стт. 19-20). Его вхождением за завесу доступ в святилище открыт и нам. Но принципиально возможное еще не осуществилось на деле. Как Он вошел, так войдем и мы. Но наше вступление – в будущем.

Помимо этого, для наилучшего осмысления жертвы Христовой она сопоставляется в гл. 9 с жертвенным строем Израиля. Это сопоставление являет существенную противоположность жертв Ветхозаветных и жертвы Христовой, но в то же время и глубокую внутреннюю связь, которая их соединяет, как прообраз и его исполнение. Последняя мысль не подчеркнута, но она слышится в каждом слове 9 главы. Земной храм есть святилище мирское (9:1 или земное), иначе говоря, «сего творения» (такового устроения), как вытекает из противоположения ст. 11. Приносимые в этом святилище жертвы отмечены печатью несовершенства. Они очищают только грехи неведения народа (ст. 7), т. е. наименее тяжкие грехи (9:13, а также 10:1-4, 11), и не могут «сделать в совести совершенным приносящего» (9:9, 14 и 10:14-17). Пока первая скиния не упразднена, путь в святилище еще закрыт (10: 8). Жертвам Ветхозаветным противостоит жертва Христова: связанная с совершеннейшею скиниею, она принесена однократно и стяжала вечное искупление. Сопоставление Храма и Тела снова слышится в 10:20, где Плоть Христова сравнивается с завесою.

В учении о вере составители Евр. приводят ряд ветхозаветных праведников, которые верою угодили Богу. Пример Авраама (11:8-19) и Моисея (23-29). Нарочитого внимания требует, в истории Авраама, жертвоприношение Исаака (17-19), а в последующую эпоху – подвиг веры Раав (ст. 31). Длинный ряд подвижников веры в Ветхом Завете приводит к христианскому человечеству. Только с ним и в нем они достигают цели. Через эту параллель раскрывается мысль о непрерывности домостроительства Божия.

[Польсков]. Ветхозаветные служения посланничества и первосвященства, разделенные некогда между Моисеем и Аароном объединил в Своем лице Господь наш Иисус Христос. Он назван одновременно «Посланником и Первосвященником» (Евр.3:1). Христос, как Сын, посланный от Бога Отца с «Благой вестью» сопоставляется в Евр.3,2-6 с Моисеем (слугой). Утверждается и превосходство Христа над Моисеем, как Творца над тварью, как Сына над слугой.

Далее развивается одна из основных тем Послания к Евреям – тема первосвященнического служения Христа (4,14 – 10,18). Апостол Павел несколько раз (5) цитирует Пс.109,4: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседека» (5,6; 5,10; 6,20; 7,11; 7,17). В седьмой главе особо рассматривается вопрос о Первосвященничестве Христа по чину Мелхиседекову. Этот ветхозаветный герой лишь два раза упоминается в Священном Писании Ветхого Завета: в Быт. 4, 18-20 при описании встречи с Авраамом и в Пс. 109, 4, где псалмопевец изображает Мессию как Вечного Священника.

Христос и Мелхиседек. Апостол Павел проводит параллели сходства между Иисусом и Мелхиседеком. По смыслу имени Мелхиседек значит «царь правды», как царь Салима он есть «царь мира», Он первый в Священном Писании назван Священником Бога Вышнего. Он не имел «ни начала дней, ни конца жизни» (7, 3), т. к. полностью отсутствуют сведения о его происхождении и дальнейшей судьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: