Анализ существующей системы бюджетного регулирования показывает, что процесс совершенствования бюджетного регулирования и становления бюджетного федерализма на основе оптимальных межбюджетных взаимоотношений пока еще не завершен. Выявлены проблемы разграничения налогов и доходов м/у бюдж-ми разн.уровней.
Если в отношениях между Федерацией и субъектами Федерации в процессе бюджетного регулирования произошли значительные изменения и переход на систему трансфертов в целом можно считать положительным шагом, то во взаимоотношениях внутри субъектов межбюджетные отношения не претерпели значительных перемен. Остается высокой степень концентрации средств в региональных бюджетах.В республике регулирование нижестоящих бюджетов осуществляется отчислениями от федеральных и республиканских налогов и доходов. При этом основными регулирующими налогами выступают налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.Меры по перераспределению доходов используются только как административное средство упрощения системы централизованного распределения ресурсов между республиканским бюджетом и бюджетами районов и городов: доходы собираются районными и городскими государственными налоговыми инспекциями и, в соответствии с системой сложных соглашений, либо остаются на местном уровне, либо передаются в органы государственного управления более высокого уровня. Органы власти районов и городов имеют право ежегодно оставлять в своем распоряжении определенную долю доходов, мобилизуемых на их территории на основе утверждаемых республиканскими органами нормативов отчислений от федеральных и республиканских налогов, но эти нормативы складываются не в пользу нижестоящих органов власти. Кроме того, они меняются ежегодно.
|
|
К другим недостаткам межбюджетных отношений в Российской Федерации следует отнести: неоправданно большой объем средств бюджетного регулирования; низкий уровень собственных доходов в территориальных бюджетах; чрезмерно широкую их сферу.
Около 50% всех федеральных налогов закреплены за федеральным (центральным) бюджетом РФ и зачисляются в его доходы.
Налог на прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы являются регулирующими доходами и направляются в бюджеты других уровней в определенной доле.
Размеры ставок (%) федеральных налогов, объекты обложения, льготы, порядок зачисления в бюджет, время зачисления, налогоплательщики - все это устанавливается законами, которые принимаются Федеральным Собранием.
Основные пути устранения этих и других недостатков. Важным путем совершенствования механизма межбюджетных отношений является обеспечение более рационального закрепления налогов между звеньями бюджетной системы: по отдельным видам налогов; по раздельным налоговым ставкам и т.д. В то же время распределение налогов можно обеспечить и путем гибкого преобразования на дифференцированной основе части отчислений от регулирующих доходов, производимых по годовым нормативам, в собственные доходы территорий или доходы, закрепленные за ними на долговременной основе. Имеется в виду та часть отчислений, которая в течение ряда лет устойчиво перелается соответствующим территориальным бюджетам. При этом уровень собственных и закрепленных на долговременной основе доходов в этих' бюджетах должен составлять не менее 70% в общей их сумме. Такой механизм должен быть задействован как в отношении консолидированных бюджетов субъектов Федерации, так и внутри субъектов Федерации по отношению к местным бюджетам.
|
|
Эффективные межбюджетные отношения могут быть достигнуты лишь при комплексном использовании указанных и других путей.
В самом общем виде для дальнейшего повышения эффективности межбюджетных отношений и в конечном счете для установления подлинного бюджетного федерализма следует:
- более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;
- фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;
- создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;
- создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенства возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;
- внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.