Проблемы разгранич-я налогов и дох-в

Анализ существующей системы бюджетного регулирования пока­зывает, что процесс совершенствования бюджетного регулирования и ста­новления бюджетного федерализма на основе оптимальных межбюджет­ных взаимоотношений пока еще не завершен. Выявлены проблемы разграничения налогов и доходов м/у бюдж-ми разн.уровней.

Если в отношениях между Федерацией и субъектами Федерации в про­цессе бюджетного регулирования произошли значительные изменения и переход на систему трансфертов в целом можно считать положительным шагом, то во взаимоотношениях внутри субъектов межбюджетные отношения не претерпели значительных перемен. Остается высокой степень концентрации средств в ре­гиональных бюджетах.В республике регулирование ниже­стоящих бюджетов осуществляется отчислениями от федеральных и республи­канских налогов и доходов. При этом основными регулирующими налогами вы­ступают налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.Меры по перераспределению доходов используются только как админи­стративное средство упрощения системы централизованного распределения ре­сурсов между республиканским бюджетом и бюджетами районов и городов: до­ходы собираются районными и городскими государственными налоговыми ин­спекциями и, в соответствии с системой сложных соглашений, либо остаются на местном уровне, либо передаются в органы государственного управления более высокого уровня. Органы власти районов и городов имеют право ежегодно ос­тавлять в своем распоряжении определенную долю доходов, мобилизуемых на их территории на основе утверждаемых республиканскими органами нормати­вов отчислений от федеральных и республиканских налогов, но эти нормативы складываются не в пользу нижестоящих органов власти. Кроме того, они меня­ются ежегодно.

К другим недостаткам межбюджетных отношений в Российской Федера­ции следует отнести: неоправданно большой объем средств бюджетного регулирования; низкий уровень собственных доходов в территориальных бюджетах; чрезмерно широкую их сферу.

Около 50% всех федеральных налогов закреплены за федеральным (цен­тральным) бюджетом РФ и зачисляются в его доходы.

Налог на прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы являются регулирую­щими доходами и направляются в бюджеты других уровней в определенной до­ле.

Размеры ставок (%) федеральных налогов, объекты обложения, льготы, порядок зачисления в бюджет, время зачисления, налогоплательщики - все это устанавливается законами, которые принимаются Федеральным Собранием.

Основные пути устранения этих и других недостатков. Важным путем совершенствования механизма межбюджетных отноше­ний является обеспечение более рационального закрепления налогов между звеньями бюджетной системы: по отдельным видам налогов; по раздельным на­логовым ставкам и т.д. В то же время распределение налогов можно обеспечить и путем гибкого преобразования на дифференцированной основе части отчисле­ний от регулирующих доходов, производимых по годовым нормативам, в собст­венные доходы территорий или доходы, закрепленные за ними на долговремен­ной основе. Имеется в виду та часть отчислений, которая в течение ряда лет ус­тойчиво перелается соответствующим территориальным бюджетам. При этом уровень собственных и закрепленных на долговременной основе доходов в этих' бюджетах должен составлять не менее 70% в общей их сумме. Такой механизм должен быть задействован как в отношении консолидированных бюджетов субъектов Федерации, так и внутри субъектов Федерации по отношению к мест­ным бюджетам.

Эффективные межбюджетные отношения могут быть достигнуты лишь при комплексном использовании указанных и других путей.

В самом общем виде для дальнейшего повышения эффективности меж­бюджетных отношений и в конечном счете для установления подлинного бюд­жетного федерализма следует:

- более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;

- фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;

- создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;

- создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принци­пах прозрачности, гласности, равенства возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;

- внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минималь­ных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: