Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:
§ Принципы нал.политики и налогообложения,
§ Система и принципы нал.законодательства,
§ Порядок установления и ввода в действие налогов,
§ Порядок распределения налогов по бюджетам,
§ Системы налогов, т.е. виды налогов и общие элементы налогов,
§ Права и ответственность участников нал.отношений,
§ Порядок и условия нал.производства,
§ Формы и методы нал.контроля,
§ Система нал.органов.
Основные характеристики нал.системы. Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические показатели и, во-вторых, факторы политико-правового характера.
1) Экономические характеристики нал.системы – это нал.гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, нал.системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.
|
|
Развитие экономики во многом определяется достигнутым уровнем поступлений и той предельной нал.нагрузкой, которая возможна в условиях действующей экономической политики государства и нал.законодательства. в России отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя. Имеются лишь отдельные измерители, дающие представление о тяжести обложения.
В широком смысле нал.бремя (нал.нагрузка) – это общая сумма уплачиваемых налогов, в узком смысле – уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.
Нал.гнет (нал.бремя) – отношение общей суммы нал.сборов к совокупному нац.продукту, которое показывает какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.
На гос.уровне сумма налогов обычно сопоставляется с ВВП.
На макроуровне применяется также понятие «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в госбюджет.
Нал.нагрузка хозяйствующего субъекта – относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т.д.). В настоящее время предложены различные методики определения нал.бремени экономического субъекта. Различие их проявляется не только в определении результативного показателя, с которым соотносится сумма налогов, но и в использовании различного количества налогов, включаемых в расчет, в способах формализованного расчета (суммовые, мультипликативные).
|
|
Соотношение прямых и косвенных налогов. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, т.к. механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами. Структура нал.поступлений в федеральный бюджет России заметно отличается от многих промышленно развитых стран: низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов (75-80%).
Низкая доля прямых налогов обусловлена незначительной по сравнению с др.странами важной составляющей – НДФЛ. В странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24-72% совокупных нал.поступлений, а в России – на два порядка ниже.
Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли – др.экономический показатель, характеризующий нал.систему. Величина этого показателя в странах ОЭСР составляет 12:1, в России – примерно 2:1.
Особенности нал.систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для нал.системы нашей страны характерны и пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, НДФЛ), и прогрессивное (налог на имущество физ.лиц), и регрессивное (единый соц.налог).
2) Политико-правовые характеристики нал.системы. Эти хар-ки, во-первых, отражают пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; во-вторых, роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; в-третьих, степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.
Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых:
§ Разные налоги – эта форма подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а органы на местах – местные налоги;
§ Разные ставки – означает, что условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет.
§ Разные доходы – для этой формы характерна ограниченность действий местных органов власти, поскольку между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.
Обычно на практике используются комбинации всех трех, реже – 2 форм.